Михаил чудотворец. Молитва архистратигу Михаилу от злых сил

Избранный от Христа Бога сосуд, послан был еси в землю Русскую и язык наш святим крещением просветил еси святителю отче Михаиле, темже Владыце своему на небеси ныне предстоя, тому молися прилежно, от всяких бед и напастей избавитися стаду твоему, да зовем тебе: Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Архангелов и ангелов Царь, и всея твари Создатель и Промыслитель, милосердие Свое яви к людем страны нашея, во тме идолослужения ходившим, и тя, святителю Михаиле, яко апостола посла, да сия просветиши светом истиннаго богопознания. И се твоими ученьми, яже первее жертвы бесом приношаху, ныне души своя дароносят Христу. Тебе же благодарственная сия возносят песнопения: Радуйся, веры Христовы усердный насадителю. Радуйся, идолослужение искоренивый; радуйся, бесовския жертвы упразднивый. Радуйся, свете, от востока возсиявый; радуйся, тму идолобесия разгнавый. Радуйся, учением Христовым люди просветивый; радуйся, идольския требы крестом разрушивый. Радуйся, ниву Христову добре возделавый; радуйся, благоплодная семена на ней всеявый. Радуйся, медоточная уста Христова; радуйся, свирель благозвучная Духа Святаго. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Видел еси, святителю Михаиле, плоды трудов твоея проповеди граждане бо славнаго града Киева, истине твоего учения всею душею и сердцем внемлюще, увероваша во Христа истиннаго Бога, мерзских же идолов отвратишася и овых убо сокрушаху, иных же с поруганием в реку вметаху, в нихже беси: “О люте нам”, вопияху. Зря сия, блаженне отче, радовался еси духом твоим, благодарно поя Богу: Аллилуиа.

Разум богодухновенен имея, досточудне отче Михаиле, буия люди божественным твоим учением добре наказав, и гладом душевным тающия, евангельским слова хлебом напитав, Христови сия привел еси: Ему же, святителю, молися, о похваляющих тя сице: Радуйся, Церкве красото; радуйся, архиереев доброто. Радуйся, Православия светило; радуйся, благочестия правило. Радуйся, людей русских великий учителю; радуйся, пророчествия во апостолех Первозваннаго славный совершителю. Радуйся, лика Богоизбраннаго отцев Печерских предстоятелю; радуйся, равноапостолам Кириллу и Мефодию равностоятелю. Радуйся, дванадесять сынов Владимира купелию Крещения отродивый; радуйся, тем всей земли его усердно послуживый. Радуйся, веру Христову распространивый; радуйся, прелесть демонскую низложивый. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Силою богоугодных молитв твоих, святе, праотцем нашим пособивый в Единаго Истиннаго Бога уверовати, ложныя же боги отринути и сокрушити душевныя кумиры наши: гордость убо смирением, сребролюбие же нестяжанием, блуд целомудрием, гнев кротостию, чревоугодие воздержанием, зависть доброжеланием, уныние же крепким на Бога упованием. Да тако избывше перунов духовных, возможем Богу предстати, Ему же ты, отче, научил еси нас веровати и пети непрестанно: Аллилуиа.

Имущи квас веры во Христа, жена, богомудрая княгиня Ольга, оный в сатех людей русских сокры. Тобою же, по воле Всемогущаго, все тесто державы Владимировы сквасив, возрасте в веру Христову. Сего ради приими от нашего усердия достойныя похвалы тебе: Радуйся, Божие к Руси благоволение; радуйся, молитв святыя Ольги исполнение. Радуйся, славнодержавнаго Владимира великий советодателю; радуйся, новоизбранных людей Христовых мудрый назидателю. Радуйся, имже царие наши и вси людие русскии спасаются; радуйся, имже архиереи наши, священницы же и монаси хвалятся; радуйся, имже нищии от Бога богатеют и прославляются; радуйся, имже претружденные старцы чрез веру Христову в рай упокоеваются. Радуйся, имже младенцы преставшиися “Осанна” в вышних вопиют; радуйся, имже души сынов русских, яко искры, по стеблию к небеси текут. Радуйся, земли нашея прекрасное благословение; радуйся, преславнаго града Киева освящение. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Бурю идолов сокрушающую ощутивше, беси рыдающе вопияху: “О люте нашему окаянству. Яко прежде почитаемы от всех быхом, ныне же поругание от единаго подъемлем пришельца, иже учит человеки во Христа убо веровати, нас же сокрушати, Единому Богу поюще: Аллилуиа”.

Слышим древле от Божественнаго Писания, яко падоша стены Иерихонския, Иисусом Навином, кивоту обносиму: ныне же вемы, яко идоли падоша тебе, святителю Михаиле во страну Русскую пришедшу. Темже мы, чада твоя, тобою в пресветлую Крещения одежду одеяннии, благодарно восхваляем тя сице зовуще: Радуйся, светильниче на горах Киевских светло возсиявый; радуйся, из тмы к свету люди приведый. Радуйся, терние многобожия весьма истребивый; радуйся, теплотою любве Божественныя души отец наших согревый. Радуйся, усты твоими Христа Сына Божия проповедавый; радуйся, огненным языком твоим идольское нечестие обличивый. Радуйся, в Триединаго Бога веровати отцы наши научивый; радуйся, доброплодная древеса рая Иисусова насадивый. Радуйся, яко от тебе людие русскии водою благодати умышася; радуйся, яко тобою душевная очеса их во святей купели открышася. Радуйся; яко тобою, во славу Божию, церкви многия создашася; радуйся, яко тобою обители иноков соградишася. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Рyccкия преславный первопрестольниче.

Богосияннаго светильника тя, Михаиле богомудре, Великий Владимир во омраченную идолослужением Русскую землю приведе, да и зде твоим пришествием освятятся людие и истинныя веры познанием вразумятся, православно и богоугодно возносити хвалебную песнь Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Слышав Патриарх Царьграда, яко Владимир Крещение святое восприя, и его яко святителей предначальника моляше: да мудраго учителя в Корсунь град пришлет и того митрополита земли Русской поставит, возрадовася зело и со освященным собором совет сотворив, избра тя, святе, сие великое послушание исполнити. Люди же русскии тя сретивше и благоговейный зрак лица твоего видевше, седы же твоея сладость слышавше, глаголаху: Радуйся, благий наш наставниче; радуйся, апостольския власти и чести преемниче. Радуйся, во архиереех славный; радуйся, в вере великий. Радуйся, в повелениих доброразсудительный; радуйся, в поучениих пресладостный. Радуйся, кроткий нравом; радуйся, высокий по Бозе житием. Радуйся, правды усердный рачителю; радуйся, неправды грозный обличителю. Радуйся, яко твоими молитвами от вечныя смерти уповаем избежати; радуйся, яко твоими ученьми жизнь вечную веруем стяжати. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Проповедник Христовы веры явился еси в Новеграде, Михаиле священне, в онь же пришед, идолы сокрушая, требища разоряя, люди крестил еси, церкви созидал еси и пресвитеры по градом и весям поставлял еси, братолюбию и христианскому житию люди поучая и увещевая, да вси едиными усты и единым сердцем с тобою навыкнут Христу Богу пети: Аллилуиа.

Возсиял еси, святителю Христов, яко звезда пресветлая во Отечествии нашем, и тьму идолобесия светом Божественных твоих учений до конца подавил еси. Сего ради тя, яко ангела Божия, люди русскии почитаху зовуще: Радуйся, веры нашея во Христа начало; радуйся, Церкве Божия в Руси основание. Радуйся, иерархом в проповедании слова Евангельскаго образе: радуйся, иноком, в путь богоугоднаго жития текущим, правило. Радуйся, праведной жизни миряном виновниче; радуйся, всем добродетельно живущим венечниче. Радуйся, чистотою душу твою украсивый; радуйся, путь жития временнаго во смирении духа препроводивый. Радуйся, делы благими светло просиявый; радуйся, премногими чудесы люди удививый. Радуйся, яко слово благо о пастве твоей Пастыреначальнику Христу воздал еси; радуйся, яко от руку Его праведное воздаяние приял ecи. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Pyccкия преславный первопрестольниче.

Хотя преблагий Бог новыя люди Себе избрати, первее в познание Божественное великаго во царех Владимира приведе, иже умным сиянием благодати во святей купели освещся, прият тя пастыря вышним откровением, на Русь же овцам Своим, в неверии заблуждшим, приведе. Таже учением и Крещением во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа в воде сия омыв во двор Христов привел еси. С ними же ныне престолу Его предстоя, молися да и нас сподобит с тобою на небеси приносити песнь Ему: Аллилуиа.

Новаго тя апостола зрим, архиерее блаженне Михаиле, землю Русскую обтекающа: яко достигнута тебе неко граду Ростову, идеже людей великое множество крестил еси и веровати в Троице Единому Богу научил еси, благочестию и благоразумию тыя наказав и церкви многия воздвиг, пресвитеры же и диаконы им поставил еси, и уставы благочестны тем преподал еси, глаголющим тебе сицевая: Радуйся, благодатию Крещения главу Руси, аки диадимою увенчавый; радуйся, православием, аки перстнем, землю нашу Христу обручивый. Радуйся, сию в благочестие, аки в порфиру царскую облачивый; радуйся, Евангелие Христово, аки гривну златую на выю ея возложивый. Радуйся, Крест Господень в державу непобедимую ей даровавый; радуйся, вся чада ея православная Христу Господу и Пречистей Его Матери усыновивый. Радуйся, женише Церкве пресветлый; радуйся, сыне Небеснаго Отца преславный. Радуйся, отче отцев, велелепая красото; радуйся, пастырю пастырей, всехвальная доброто. Радуйся, и всех родов русских молитвенниче; радуйся, небесных Ангелов собеседниче. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Странствующим и блуждающим в пустыни идолослужения сыном русским был еси путевождь в землю обетованную преподобне отче Михаиле, аще и не четыредесять лет якоже Моисей, но четыре лета точию люди Киевския страны детоводил еси, не манною тленною, но истинным хлебом с небесе сшедшим сия питая, иже есть Христос Господь. Сему убо поем о тебе песнь: Аллилуиа.

Весь в Бозе быв, архипастырю приснопамятне угождати тому присно паству твою поучал еси, чад твоя духовная и умоляя ничтоже любви Христовой предпочитати, мы же твоих чад духовных внуцы, тебе глаголем сице: Радуйся Христа Господа всею душою и сердцем возлюбивый; радуйся, веровати Ему и любити Его и нас научивый. Радуйся, яко Богy вельми yгодил еси; радуйся, яко закон Божественный нам преподал еси. Радуйся, Небеснаго Владыки рабе благий и верный; радуйся, данный тебе талант не сокрывый, но трудолюбно умноживый. Радуйся, многу куплю им сотворивый, радуйся, похвалу велию от Господа твоего получивый. Радуйся, под иго благое Христово, со смирением выю свою подклонивый; радуйся, тяготу дне и вар, в винограде Его со усердием подъявый. Радуйся, динария вместо Небесное Царствие от Христа восприявый; радуйся, в райских обителех по трудех твоих сладце почивый. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Вси людие русскии, первее языческим многобожием блуждавшии, ныне же тобою, святителю Божий Михаиле, добре наставленнии к Боговедению приидоша и во святей купели от слепоты разумных очес избавльшеся, Единаго Создателя своего прославляют, Тому воспевающе: Аллилуиа.

Витийство человеческое не довлеет к прославлению трудов и подвигов твоих, духоносне отче, яже ты подьял еси: тако бо по вере ревновал еси, яко и к безбожным aгаряном, к болгаром и сарацыном мужа некоего Марка философа на проповедь послал и люди ко Христу призывал. Ныне же глаголем тебе сице: Радуйся, подобно Илии по Господе Бозе поревновавый; радуйся, о распространении святыя веры Его много порадевый. Радуйся, во славу Христову потрудивыйся; радуйся, достопокланяемое имя Его пред языки пронесый. Радуйся, усердием во учении Христове апостолом уподобивыйся; радуйся, во спасении душ человеческих самому Христу подражавый. Радуйся, любве Божественныя исполненный; радуйся, состраданием к ближнему насыщенный. Радуйся, громе капища языческая разрушаяй; радуйся, тимпане велегласный славу Божества Христова возвещаяй. Радуйся, яко дерзновение велие ныне ко Христу имаши; радуйся, яко престолу Ею в радости неизреченней предстоиши. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Спасения людем желая и Церкви добраго утверждения, пастырю наш преблагий, потщался сей изрядно вся устроити о русском племени новоизбранных: пастыри и учители по градом поставил еси и тем стадо словесных овец споручив, Пастыреначальнику Христу сцарствовати сам отшел еси на великий плач и рыдание паству твою и князя Владимира подвигнув, к мощем твоим припадающих, Богу же жалостне зовущих: Аллилуиа.

Царя Небеснаго Христа Бога верный раб и служитель был еси, отче наш Михаиле, и аще о Господе сном cмерти почил еси, обаче святое тело твое тлению бысть непричастно, недугом же человеческим врачевательно явися. Темже раце мощей твоих предстояще, молитвенно восхваляем тя: Радуйся, яко нетлением тела твоего на земли светиши; радуйся, яко святостию души твоея на небеси блистаеши. Радуйся, страны русския пресветлое озарение; радуйся, великаго храма сего преизрядное украшение. Радуйся, града твоего Киева великий заступниче; радуйся, обители Печерския усердный молитвенниче. Радуйся, о всех чадех Церкве православныя теплый пред Богом ходатаю; радуйся, всем призывающим тя на помощь скорый предстателю. Радуйся, яко богоугодным житием твоим, аки солнцем пресветлым всех нас просвещаюши; радуйся, яко апостольскими трудами твоими весь мир удивляеши. Радуйся, егоже тело пречестное яко кипарис благовонный, в Церкви Божии благоухает; радуйся, его же душа пресвятая яко кедр в раи Христове в радости процветает. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Пением хвалебным величаем тя, святителю Божий Михаиле, и ходатая у Престола Небеснаго Владыки имени тебе чаем. Не посрами убо веры нашея, пастырю предобрый, но приими молитвы наша, яко кадило благовонное, и умоли Христа да дарует и нам добродетельне жизнь нашу скончати и с тобою у Христа водворитися, да услышим глас твой к Нему о нас: се аз и дети, яже ми дал еси, Господи, и к Нему с тобою вкупе воспоем: Аллилуиа.

Светозарная луча был еси, богомудре отче Михаиле, во тме многобожия седящим, путеводящая к Солнцу Правды Христу Богу, Ему же молися, во свете заповедей Его вcегда нам пребывати, радостное пение тебе приносящим: Радуйся, светильниче Трисияннаго Света; радуйся, заре Незаходимаго Солнца. Радуйся, огню идольское нечестие попаляяй; paдуйся, пламеню, еретическая учения пожигаяй. Радуйся, святителю, поучаяй всех, яко несть инаго Бога, кроме Небеснаго; радуйся, человеков вразумителю, глаголяй, яко несть спасения вне соборныя апостольския Церкве. Радуйся, на богоугодное житие наставляяй; радуйся, в Небесное Царствие путь показуяй. Радуйся, звездо путеводящая ко Христу; радуйся, путю, имже приидохом к истинному Богу. Радуйся, ключу врата райская сыновом русским отверзый. Радуйся, ходатаю, бсзчисленное множество сих тамо водворивый. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Благодать Божия по летех мнозех тело твое святое нетленно в земли соблюде, в церкви Десятинней положено, и яко сокровище многоценное пастве твоей цело и невредимо сие яви, яко ниже одежд твоих священных коснутися тлению: отсюду убо верою уразумехом, яко Христу предстоиши и молишися о почитающих тя и поющих Ему тебе ради: Аллилуиа.

Поюще святое и преславное житие твое, Михаиле равноапостольне, почитаем твою священную память, ревность же твою по Бозе восхваляем, любовь твою ко Христу и к ближнему превозносим. Ты же, о всеблаженнейший отче, не возгнушайся смиренным сим пением: Радуйся, яко Престолу Пресвятыя Троицы предстоиши; радуйся, яко Всемогущаго о всем мире молиши. Радуйся, яко со архангелы и ангелы Трисвятую песнь на Небеси поеши; радуйся, яко со апостолы в райских обителех пребываеши. Радуйся, яко с лики святителей пред Богом о душах наших душа ходатайствуеши; радуйся, яко с полки преподобных спасению нашему споспешествуеши. Радуйся, яко с Пречистою Девою Богородицею, руце свои пречестныя о мире Отечества нашего ко Христу воздеваеши; радуйся, яко о соединении людей непрестанно Его умоляеши. Радуйся, со пророки и мучeники Bышняго Царствия наследниче; радуйся, рая Божия со всеми святыми единовсельниче. Радуйся, небесных величий и красот зрителю; радуйся, безконечных сладостей и блаженств райских обладателю. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

О всехвальный и предивный чудотворче, отче наш Михаиле, русския страны первый святителю и всех православных христиан предстателю, приими сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, и молитвами твоими испроси нам у Бога в веце сем житие тихое и добродетелей исполненное, да и в жизни будущей сподобимся купно с тобою пети в Троице Единому Бoгy: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Святый великий и преславный архипастырю и отче нaш Михаиле, страны Русския первопрестольниче и просветителю, всех же племен христианских благонадежный пред Богом ходатаю, тебе припадающе молимся: помози нам быти твоея к Богу любве подражателем, ею же в земнем животе твоем преисполнен был еси. Просвети умы и сердца наша светом Божественнаго учения. Научи нас тебе последовати верно и заповеди Господни усердно творити, да явимся чада твоя не именем токмо, но и всем житием, тако познаемся. Молися, равноапостольно иерарше, о Церкви русской, о граде твоем и обители, в ней же нетленно мощи твоя святыя почивают, и о всем Отечестве нашем, призри милостивно на вся верныя твоя чтители, помощи твоея ищущия: буди всем в болезнех целитель, в скорбех и печалех утешитель, в бедах и нуждах помощник, в час же смертный заступник и покровитель, да твоею помощию сподобимся и мы грешнии спасение получити и Царствие Христово наследовати. Ей, святителю Христов, аще восхощеши можеши помощи нам, да на помощь твою уповаюше, прославим Дивнаго во святых Своих Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, - он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.

В начале хан принял Михаила доброжелательно, но спустя некоторое время велел его судить, предъявляя обвинение на основании свидетельств клеветников. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!» Перед самым приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Душа его невольно содрогнулась. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что князь Георгий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей Михаила, а он стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319 г.). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Георгий послал тело великого князя в Маджары. Там многие усердствующие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, поставив его в хлеву, и позже избегали останавливаться у церквей.

Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.

Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельной матерью своей Ксенией, скончавшей дни свои монахиней.

Святой Михаил был первым митрополитом Киевским и Всероссийским и управлял нашей Церковью во дни святого равноапостольного князя Владимира.

Завоевав греческий город Корсунь 1 , князь Владимир принял там святое крещение и вступил в брак с царевной Анной, родной сестрой византийских императоров 2 .

Но имея твердое решение просветить светом Христовой веры всю великую державу свою, равноапостольный князь вслед затем из Корсуни же послал в Царьград посольство к императорам и патриарху с просьбой прислать пастырей церкви для крещения русской земли, омраченной тьмой идолослужения, и для управления Русской Церковью.

Патриарх Константинопольский святой Николай Хрисоверг 3 вместе с собором епископов избрал и поставил митрополитом на Русь Михаила, премудрого разумом, учительного и святого житием.

Не сохранилось известий об обстоятельствах жизни святого Михаила до поставления его митрополитом; даже о происхождении святителя летописи повествуют разное: одни называют его сирийцем, другие болгарином.

Получив от патриарха напутственное наставление, святой Михаил отправился к князю Владимиру в сопровождении духовенства, предназначенного помогать ему в управлении, — шести епископов и многочисленных пресвитеров и клириков. С великою радостью и торжеством князь встретил святителя, и вскоре после того вместе с ним и с супругой, царевной, поспешил к стольному Киеву.

Шествие заново крещенного князя и новопоставленного митрополита к матери градов русских было как бы священным походом для искоренения языческого многобожия и идолослужения в отчине Владимира.

Они везли с собой святые мощи, кресты, иконы и священные церковные сосуды. Их сопровождало крестоносное воинство — пастыри церкви, пришедшие из Греции и взятые из завоеванной Корсуни.

Все краткое время управления святого Михаила Русской церковью протекло в апостольских трудах: в проповеди Евангелия язычникам, в крещении их и утверждении в вере новопросвещенных. По словам церковного песнопения 4 , святой Михаил «нищетой неверия одержимой земле Российской принес от Царствующего града Евангелие Христово и это даровал ей».

Первым делом святителя на месте его архипастырского служения было крещение семейства князя, — его сыновей; за ним последовало крещение дружинников князя, бояр.

Наша Церковь ублажает святителя Михаила, как крестителя стольного Киева, и воспевает: «Красуется град Киев до днесь ризою крещения одеян от тебе, святителю «. С великим трудом, но и с великим успехом совершено было это важное дело.

Святой митрополит, епископы и многочисленные пресвитеры наставляли темный народ вере Христовой, приготовляя его к восприятию святого крещения, разрушая его языческие суеверия, «сечивом евангельского учения, посекая идольское изваяние».

В это время князь Владимир содействовал успехам их проповеди своей властью: он повелел слугам своим сокрушить идолов и надругаться над ними, а народу от мала до велика — мужам и женам, знатным и простым, рабам и свободным, идти в назначенный день на реку креститься. И собрались жители Киева на берег Днепра для крещения, которое совершил святой Михаил с многочисленным духовенством в присутствии князя, его семейства и бояр.

Крещением Киева положено было прочное начало к просвещению Руси светом евангельской истины: вера Христова, которую исповедывали князь и бояре, стала верою и русской столицы.

Но теперь надлежало сделать ее верою всей земли русской от конца до конца, всей земли, которую обнимала власть Владимира и для церковного управления которой поставлен был святой Михаил. Самому святителю надлежало собрать стадо словесных овец, чтобы быть их пастырем и учителем. И потому ревностный архипастырь, при содействии равноапостольного князя, стремится насаждать по градам русской земли веру Христову.

Церковь чтит святого Михаила, как свидетеля истины и проповедника Евангелия Христова, истребившего «терние многобожия и всеявшего семя добро плодовитое в земле Российской».

Главнейшими городами Руси после Киева в то время были: Новгород Великий, столица северных владений князя Владимира, и Ростов Великий, главный город Залесской земли 5 . В эти два города святой Михаил совершил путешествия для обращения язычников в Христову веру.

В 990 году, в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина 6 , святитель посетил Новгород; здесь сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров.

На следующий год такое же путешествие с проповедью Евангелия святой Михаил предпринял в Ростов. Успех его проповеди на этот раз был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления.

В 992 году святой митрополит Михаил скончался. Святой Владимир неутешно скорбел и плакал, так как в почившем святителе лишился не только доброго и ревностного пастыря, но и мудрого советника своего в делах государственного управления.

Еще вслед за крещением Киева святой Михаил благословил князя Владимира создать Десятинный храм в честь Пресвятой Богородицы. Святитель не дожил до окончания его постройки, но этот храм принял его останки, послужив местом его погребения 7 .

Обретенные нетленными в XII веке, мощи святого Михаила тогда же перенесены были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а отсюда в 1730 году перенесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают и до сих пор 8 . Память святителю установлена 15/28 июня – в день преставления, а также в день перенесения мощей в Великую Печерскую церковь (Успенский храм) на 30 сентября/13 октября.

Сноски:

1 Корсунь — иначе Херсонес Таврический — древний греческий город на юго-западном берегу Таврического полуострова или Крыма, вблизи нынешнего Севастополя. После него остались развалины.

2 Все это произошло в 988 году. Византийскими императорами в то время были Василий II Болгаробойца и брат его Константин VIII, сыновья императора Романа II. Почти все время они царствовали совместно: Василий с 975 по 1025 г., Константин с 979 по 1028 г., но настоящим правителем был Василий — наиболее способный и деятельный.

3 Св. Николай II Хрисоверг управлял Константинопольской церковью с 983 по 996 г.

4 В данном месте и в нижеследующих приводятся слова из службы святителю Михаилу.

5 Новгород стоит на реке Волхове при выходе его из озера Ильмень; ныне губернский город Ростов, при озере Неро, в настоящее время уездный город Ярославской губернии.

6 Добрыня — родной дядя Владимира по матери. Анастас Корсунянин — грек, предавший Корсунь Владимиру. Впоследствии он был старейшим священником при Десятинной церкви.

7 Десятинная церковь получила свое название от десятины (10-й части имения), определенной на ее содержание князем Владимиром; построена мастерами, вызванными из Греции, в продолжение семи лет (с 989 по 996 г.). До её освящения мощи святого Михаила, вероятно, пометались временно где-нибудь в другом месте; впрочем, возможно, что были погребены и в недостроенном храме.

8 Память святого Михаила первоначально праздновалась 15 июня, по преданию, в день его кончины С 1730 года она перенесена на 30 сентября.

СВЯТИТЕЛЮ МИХАИЛУ
Тропарь, глас 4

Днесь пророчествие во апостолех Первозваннаго исполнися, / се бо на сих горах возсия благодать и вера умножися. / И иже неверием обветшавшии / божественною купелию отродишася / и быша людие обновления, царское священие, / язык свят, Христово стадо, / емуже ты первый пастырь явился еси, / яко первее Крещением послуживый. / И ныне, предстоя Владыце Христу Богу, / моли всем сыновом русским спастися, / имаши бо дерзновение, яко иерарх Божий и священнослужитель.

Кондак, глас 2

Моисей вторый России явился еси, отче, / пренесый мысленный виноград / от египетскаго идолослужения в землю, пророчествием предувидену: / будет, рече, утверждение веры на земли, / и на версех гор Киевских превознесется паче ливана / Плод, питаяй мира всего, / от Негоже вкусивше, / ублажаем тя, Михаиле, Божий иерарше.

Вконтакте

Для наших читателей: икона михаила чудотворца с подробным описанием из различных источников.

Согласно исследованиям древних писаний, Архангел Михаил смог объединить всех ангелов , не поддавшихся соблазну и оставшихся на стороне Господа, для борьбы против своего брата Люцифера - падшего ангела. Поэтому особое значение эта икона имеет для военнослужащих любой иерархии . Он является главным небесным ангелом, об этом говорит приставка «архи» в слове «архангел».

Кто такие архангелы

Архангелы - это один из 9 ангельских чинов , они наделены сверхчеловеческими способностями. У них есть воля, имя. Они выполняют Божественные поручения.

По мнению духовенства, мир ангелов был создан до мира вещественного. Каждому ангелу присуща индивидуальная личность. Это древнейшие создания, играющие важные роли в истории взаимоотношений между Богом и человеком. Каждый ангел, известный человечеству, имеет свою отдельную иконографию.

Описание святого образа

Ангелы - это бестелесные существа, имеющие свободную волю . Но, в отличие от человека, они никогда не предадут Бога, если однажды выбрали послушание. Иногда они могут стать видимыми, чтобы передать людям Божью волю.

Но как люди решили изображать тех, кто невидим их глазу, и непостижим разуму? Ещё в Ветхом Завете Бог благословил людей на изображение небесных жителей. Это традиция, сформировавшаяся в древние времена. Иконы - это не портреты, а символический способ передать природу и способности ангела в изображении.

Блаженный Феодорит говорил, что ангелы предстают перед людьми в таком виде, который они могли бы воспринять и не поддаться страху. Но их вид не должен вызывать сомнений в том, что это Божий посланник. Такими изображены ангелы на образах.

Иконе Михаила присущи несколько обязательных атрибутов:

  • Крылья - говорят о быстроте , способности перемещаться сквозь пространство;
  • Нимб - символизирует святость;
  • Мантия - бывает синего, белого, в редких случаях золотого цвета;
  • Красный плащ;
  • Посох - знак посланника;
  • Торока (лента в волосах) - символ послушания Богу;
  • Облик красивого молодого человека - символизирует совершенство ангельской природы;
  • Зерцало - знак предвидения, но изображается не всегда.

Но чтобы развеять все сомнения по поводу того, кто представлен на образе, икону можно опознать по названию - оно пишется возле изображения, сверху или снизу под ним. Икона Архангела Михаила - фото, представленное ниже, поможет ознакомиться с его видом.

Значение иконы Михаила

Внешний вид предводителя небесного воинства на иконах приблизительно одинаков, а вот общая композиция может отличаться. Его могут изображать и по пояс, и в полный рост. В правой руке он может держать копьё либо огненный меч . Иногда на иконе изображают поверженного соперника - врага человеческого рода. Эта сцена описывается в Откровении, и у некоторых пророков. Михаил пронзает дьявола копьём, попирая ногами его тело.

На копье его находится крест, а за спиной развевается алый плащ. Это символизирует о том, что Крестная смерть Спасителя победила тёмные силы. Другие иконы изображают Архангела с мечом (без ножен или с ними). Он выглядит как короткий обоюдный стальной или огненный меч. Левой рукой он может держать щит. Мечу обычно сопутствует кольчуга, подчёркивающая абсолютную готовность к бою и исполнению своего долга.

Изображение в доспехах отсылается к библейскому повествованию, когда Михаил помог царю Иисусу Навину. В таком виде небесный главнокомандующий представлен на многих иконах, где художник хотел подчеркнуть значимость ангела.

Облачение Архангела позаимствовано у римских предводителей: алый плащ, скреплённый узлом на левом плече, короткая туника, металлический панцирь с рельефом, призванный защищать плечи и бёдра.

Множество икон, изображающих Архангела Михаила, свидетельствуют о важной роли этого воина небес в жизни верующих. Он является одной из важнейших персон священной истории, причём не только в прошлом времени, но и в будущем. Пророческие книги Библии описывают предстоящую большую битву Добра и Зла, где в первых рядах будет стоять Михаил. Во многих храмах он изображён на двери, ведущей в алтарь.

Как и где правильно повесить лик

Дома можно разместить икону любого вида и размера, лишь бы она пришлась по душе и подогревала в сердце любовь к Богу. Очень часто люди не знают, где расположить икону Архангела Михаила . На самом деле, место не играет важной роли. Образ - это не талисман и не магическая вещь, он должен создавать молитвенный настрой.

При желании можно поставить икону на специальную полку, на которую можно повесить лампаду. В неё наливают специальное масло - освящённое, не имеющее запаха. Лучше всего его купить в лавке при церкви. Это масло будет гарантированно безопасным. Традиционно им мажут членов семьи после молитвы, перед дальней поездкой или во время болезни, а также перед каким-либо важным событием.

Так как ангелы являются особыми обитателями духовного мира, чтобы люди могли обратиться к ним, были написаны специальные тропари, акафисты, молитвы . Их можно читать дома и в дороге. Совсем небольшому числу праведников удавалось встретиться с настоящим ангелом при жизни.

Считается, что люди отгоняют от себя ангелов, совершая плохие дела.

Особенно важна икона для военнослужащих, так как он является их защитником. Оберегает он и тех, кто проповедует христианскую веру и отстаивает её догмы. Ему молятся при строительстве новых монастырей и храмов. Также небесный военачальник помогает выйти с достоинством из сложных жизненных ситуаций.

Молитвы Архангелу помогают и в других делах. Они способны избавить человека от духовных метаний и сомнений и утвердить в своей вере. Обращаясь к ангелам, можно избавиться от искушений. Эти небесные создания могут прийти к любому человеку, который верит и нуждается в помощи.

В чем помогает Архангел Михаил

Поможет он тем, кто служит на флоте, так что икона с его образом станет для таких людей хорошим подарком. Апокрифы описали некоторые другие роли небесного стража:

  • Он встречает души после смерти и сопровождает их в рай;
  • Подготавливает душу ко входу в небеса;
  • Призван оберегать праведников во времена апокалипсиса и угнетения истиной веры.

Он уникален тем, что появившись ещё до Адама, он покровительствует и оберегает людей от самого начала и даже после смерти. Архистратиг Михаил хранитель Книги Жизни. В неё записываются все человеческие дела - и злые, и добрые. Важная роль ему отведена на Страшном Суде, где он будет защитником грешников, которые при жизни совершили хотя бы чуточку добра.

Непобедимому Ангелу молятся , чтобы:

  • попросить защиты в бою и обрести сиды противостоять врагу;
  • избавиться от тревог и печали;
  • болеющие люди просят исцеления от недугов;
  • молятся также за живых родственников, прося защиты их от соблазнов и духовной слабости.

Также к нему обращаются для спасения душ умерших. Считается, что есть две даты, когда происходят чудеса в мире духовном. Это 19 сентября и 21 ноября. В это время Архангел спускается в ад и гасит огонь взмахом своего крыла. Он выводит оттуда души тех, за кого усердно молились. Об умерших молятся в 12 ночи, называя их по имени. Такая возможность была дарована Святому за борьбу с дьяволом.

Икона Архистратига Михаила поможет в доме от таких бед:

  • Незаконных вторжений, бандитов и воров. Дом будут обходить стороной плохие люди и нечистые силы.
  • Стихийных бедствий, неудач и горя, разбойников, любого вида зла как видимого, так и невидимого.

Важность образа святого

Известность Святого связана с большим количеством чудес. Ещё древние правители Византии считали его своим покровителем во время войн. Его лик чеканили на золотых монетах, а гробницы великих украшали фресками с его изображением. Верующие молятся Михаилу, потому что он играет важную роль на высшем суде - подводит черту человеческим грехам.

Он покровительствует и защищает заблудшие души. Именно он провожает души праведников в рай, ограждая их от недоброжелателей. Святой Михаил является благодетелем для строителей и конюхов.

Считается, что если во время опасностей и бед читать молитву Архангелу, невзгоды пройдут стороной.

Чудеса небесного воеводы

Архангелов почитают не только в Библии, также сохранилась память и о чудесах , совершённых ими. Вот немногие из них:

  • В 6 веке на Рим напала чума. Во время совершения крестного хода Папа Григорий узрел Святого Михаила, вкладывающего в ножны меч. С того дня эпидемия пошла на спад. А в честь этого события верхушку мавзолея Адриана (которое теперь носит название замок Святого ангела) украсили статуей Святого.
  • В летописи 16 века имеется запись, что Великий Новгород не пал под натиском татар во главе с ханом Батыем, именно благодаря покровительству Богородицы и Архангела Михаила.
  • Святые Флор и Лавр обучались верховой езде своим небесным заступником.
  • В афонских монастырях хранятся записи о том, как ангел спасал и защищал монахов от грабителей и болезней.
  • В самом начале нашей эры один верующий крестьянин хотел построить храм в честь Святого. Это было связано с тем, что Архангел сам явился к нему во сне и пообещал исцелить его немую дочь, если та попьёт воды из целительного источника. Сон оказался вещим. Девочка исцелилась, а вера крестьянина укрепилась. Он построил храм, но противники веры решили затопить долину, чтобы уничтожить его. Праведник, узнав об этом, стал усердно молиться, и тогда с небес спустился Михаил и спас храм. Это произошло 19 сентября, с тех пор в этот день празднуют Михайлово чудо.

Молитвенные обращения

Святой помогает верующим людям творить небольшие, но всё же чудеса. Он помогает студентам и школьникам успешно сдавать экзамены. Для этого они должны почитать молитву.

Поможет молитва и тем, кто собирается в дальнюю дорогу или по долгу службы часто уезжает из дома. Архангел помогает предотвратить несчастья. Если молитва исходит от чистого сердца, то Михаил поддержит даже в самой сложной ситуации. Наибольшей силой молитва обладает, если прочитать её в день ангела.

  • войны;
  • беды и скорби;
  • злы силы;
  • смерти и стихийные бедствия.

Он всегда поможет растерянным и тревожным людям, которые не могут найти своё место в жизни. Также он помогает обрести и укрепить веру, оставить позади страхи и тревоги. В особенности те, что с особой силой терзают душу. Существуют молитвы, в которых есть просьба о смелости, силе и выносливости, избавлении от эгоизма и высокомерия для достижения поставленной цели.

Молитва Святому Михаилу должна быть искренней, и тогда он не пройдёт мимо. Его присутствие можно будет ощутить даже на физическом уровне, тёплая энергия пройдёт сквозь тело.

Для надёжной защиты читается эта молитва Архистратигу Михаилу:

О святой Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Покровительство Архангела имеет очень большое значение. Ведь он может защитить от лживых и злых людей, оградить от плохих поступков. Не стоит и забывать о его празднике - дне Михайлова Чуда. Он способен на многое. Ежедневное чтение молитв и обращение к небесному главнокомандующему своими словами поможет укрыть дом и его обитателей от зла.

Как правильно молиться

В наше время многие молодые люди живут, не веря ни в Бога, ни в высшие силы. Они вспоминают о них лишь тогда, когда произошла серьёзная беда или несчастье. Они не придают значения тому, насколько неправильна и нечиста была их жизнь.

Прежде чем обращаться к небесным созданиям, нужно наполнить своё сердце добротой и избавиться от плохой энергетики. Иначе молитва не принесёт результата.

Чтобы очистить душу, нужно :

  • попросить прощения у всех, кого когда-то получилось обидеть;
  • перестать критиковать других;
  • не принимать наркотики и другие запрещённые вещества;
  • не использовать ругань в своей речи.

После этого можно обращаться за помощью и советом ко всем небесным обитателям.

Архангел Михаил является наиболее важным представителем ангельского мира. Его почитают во многих религиях. О нем упоминается в Священных писаниях, а также про него написаны разные легенды. Многие люди интересуются, в чем помогает икона Архангела Михаила и нужно ли иметь в доме этот образ. 21 ноября верующие отмечают праздник, который называется Михайловым днем. Еще с древних времен известно о чудотворных проявлениях иконы с ликом Архангела.

Значение и покровительство иконы Архангела Михаила

Этого чудотворца часто изображают на иконах с копьем в одной руке и зеркалом в виде сферы в другой. Согласно приданию сфера была подарена Михаилу Богом, и она символизирует собой дар предвидения. Со временем Архангела начали изображать попирающим ногами Дьявола. При этом в одно руке у него находится финиковая ветка. Есть также и другие представления иконы, которые также обладают огромной силой и энергией.

От чего защищает икона Архангела Михаила:

  1. Этого чудотворца считают защитником от всего зла. Согласно приданию именно он стал главой Воинства Господня. Его считают покровителем воинов и защитником людей от видимого и невидимого зла.
  2. Оберегает Архангел души мертвых, а также он защищает спящих. Считается, что именно Михаил сопровождает души праведников по дороге в рай, чтобы уберечь их от врагов.
  3. Считается, что чудотворец вымаливает перед Богом некоторые грехи людей, которые при жизни совершали хоть какие-то добрые дела.
  4. Особое значение икона Архангела Михаила имеет для больных людей, поскольку его считают целителем. На сегодняшний день можно найти много подтверждений, когда молитвы помогли исцелиться от разных болезней.
  5. Обращаются в молитвах к Архангелу при входе в новый дом и его освещении.

Еще одно значение иконы святого Архангела Михаила – молитвы возле образа могут помочь спасти души умерших родственников. Существует версия, что 18 сентября и 21 ноября в духовном мире происходит реальное чудо. В эти дни Архангел спускается с небес в ад и своим крылом тушит пламя. В это время у него есть возможность забрать из чистилища души, о которых усердно молятся на земле.

Рекомендуется в молитвах называть умерших близких людей по именам, а также стоит вспомнить о безымянных родственниках по плоти, которые идут с самого колена Адама. Подобная возможность спасать души, была подарена Архангелу Богом, за его победу в битве с Дьяволом. Молитвы возносить на земле для спасения душ стоит ночью в указанные дни ровно в полночь.

Мы не вспоминаем о них в рабочее время, но это не значит, что их не существует. Высший мир также имеет своих обитателей, даже если их невозможно увидеть. Они есть, об этом нередко упоминает и само Святое Писание. В нескольких, составленных священниками, классификациях особое место среди небесных жителей занимают архангелы – одна из высших категорий ангелов, исполняющая особые Божьи поручения. К числу существ, наделенными нечеловеческой силой, принадлежит и один из воевод ангельского воинства, чей образ изображен на святыне – икона Архангела Михаила.

Известнейшим местом паломничества в Европе принято считать французский монастырь-крепость Святого Михаила близь Нормандии и пещерную церковь в Италии – Монте-Гаргано. Однако не только в католических церквях знаема икона Архангела Михаила, в Москве чудотворная святыня находится в храме Архистратига Михаила, в Тропарёве, который был возведен в честь святого в 1693-1694 годах.

Значение иконы

Изображение иконы с Архангелом Михаилом приемлет два композиционных варианта: с воссозданием образа в полный рост и по пояс, хотя при этом внешний вид Архистратига сохраняет свои черты. Так архангел правою рукою держит копье, завершаемое крестом, либо огненный меч, которым пронзает темную силу, врага человеческого рода, олицетворенного дьяволом. Алый плащ, сцепленный на левом плече, развивается позади и тем самым икона Святого Архангела Михаила приобретает воинственный вид. Особое место находят и щит с кольчугой на иконе Архангела Михаила, значение которых заключается в придании образу большей могущественности, силы воина, в любую секунду готового исполнить свой долг. Кроме того образ Архангела в доспехах напоминает об его важности в священной истории, когда, за библейскими сказаниями, Михаил подал руку помощи Иисусу Навину.

Огромное количество икон изображают Архангела, что лишний раз подчеркивает его огромное значение для верующих. Он остался не только в прошлом, но и в будущем сыграет важную роль, будучи не только центральным образом иконы Архистратига Михаила, а и ведущей фигурой всего священного описания, которой предстоит побороться на стороне Добра, ведя за собой небесных воинов.

Архангел Михаил и Гавриил

Распространенной среди верующих является не только одиночное изображение святого, а и икона Архангела Михаила и Гавриила. В народе святыню, на которой находятся два высших представителя небесных существ, называют Святые Архангелы и славится она приумножением той воинственной силы, что несет Михаил. Ведь Архангел Гавриил, так же как и Михаил, входит в двойку ангелов, которые удостоились почетного звания Архистратиг. Поэтому икона Архангел Михаил и Архангел Гавриил имеет большое значение как для тех, кто ищет защиты, так и для тех, кто взывает к Гавриилу с мольбой о зачатие ребенка, исполняя все с двойной силой.

Чем помогает икона Архангела Михаила

В первую очередь икона Святого Михаила помогает морякам, и всем тем, кто имеет прямое отношение к водной стихии. Она непременно станет хорошим подарком и оберегом для служащих на флоте.

Также славится икона Архангелу Михаилу очень сильной защитой от врагов, содействует в военном деле и направляет на путь праведный души, что стоят перед выбором своего предназначения

Икона Михаила известна своими чудодейственными способностями в борьбе с физическими и душевными заболеваниями, и кроме того способствует исцелению тела и духа после недугов.

Образ Архангел Михаила чтится и ценится во всем мире как чудотворный

Именно он считается символом направления на путь истинный, символом надежды и спасения, всего того, что защищает и освобождает душу от злых намерений и подносит к вере и Божьей благодати.

Где разместить икону

Иконы существуют разных размеров и видов, поэтому главным критерием при выборе являются не определенные параметры, а то, к чему лежит душа – избрание по велению сердца – вот к чему нужно подойти со всей ответственностью. А уже после выбора иконы Архангела Михаила, где дома ставить святыню не имеет особой важности. Она не является амулетом или магической вещью, поэтому место иконы в доме должно лишь способствовать чтению молитвы.

При желании можно установить специальную полочку в углу, где можно зажигать лампаду. Традиционно она располагается пред иконой и заливается особым маслом, приобретенным в церкви.

Молитва иконе

Существуют два числа в календаре, когда празднуется день святого и именно на них: 6 (19) сентября и 8 (21) ноября верующие чаще всего читают акафисты, тропари и молитвы, обращенные иконе Михаила Архангела

Поскольку святыня покровительствует военнослужащим, то в домах их семей икона Архистратига Михаила чтится в любой час, а не два раза в год. Вообще в молитвах иконе нет ограничений и установленных временных рамок, когда можно было бы просить защиту или избавление от сомнений, искушений.

Главное – честная и непринужденная милостыня, которая призовет святого для помощи нуждающемуся. Вот сама молитва:

О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабу твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангел Михаиле, излей миро влагостыни на раба своего (имя). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, Борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе невесных сил, Херувим и Серафим! О Господень угодный Михаиле Архангеле! Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбях, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы и Святых Апостол, и Святаго Николая Чудотворца, Святаго Андрея Юродивого и Святаго Пророка Божия Илии, и Святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.

О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

, святитель

Исторические гипотезы

Святитель Михаил почитается первым митрополитом Киевским. Но древнейшие летописи наши или вовсе не упоминают о митрополите при св. Владимире, или называют первым митрополитом грека Леона ; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта . Михаил упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною.

Исконное предание Русской Церкви признавало Михаила первым митрополитом Киевским. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) первый сделал попытку научно обосновать это церковное предание, за ним и под его влиянием это мнение получило научное утверждение в изданном Киевской духовной академией в году исследовании студента академии VІI курса, иеромонаха Евсевия (Ильинского) (1831-1835), впоследствии экзарха Грузии, под заглавием: "Кто был первый митрополит Киевский?" и было принято такими учеными, как церковные историки преосвященные Филарет (Гумилевский) и Макарий (Булгаков) и историк С. М. Соловьев .

"Некоторые летописцы почитают сего Леонтия первым митрополитом Киевским и всея России. Сие можно согласить так, что Михаил был прислан или сам, по ревности к вере, со Владимиром выйти согласился не столько для управления Церкви Российской, которая только что возрождалась, в сан ее митрополита, сколько для насаждения веры христианской, нужных на первый случай духовных учреждений, и может почитаем быть как апостол Российской Церкви; а Леонтий прислан уже по обращении всего народа в точном характере митрополита Киевского и всея России для управления духовенства и всей Церкви Российской и с надлежащим постановлением, какие должны быть его права и какая по духовным делам власть. И сие видно из того, что Михаил митрополит хотя привел с собою шесть епископов, но никого никуда в правление епархии по городам не определил; а сие учинил уже митрополит Леонтий " .

С другой стороны, церковное предание о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, отрицалось главнейшими представителями русской исторической науки времен митрополита Евгения, начиная с историографа Карамзина . Бестужев-Рюмин , Карамзин , Костомаров , Иловайский и Малышевский отрицают бытие митрополита Михаила в Киеве в веке.

Из Корсуни вместе с новокрещеным князем митрополит прибыл в Киев в году где начал своё ревностное служение по распространению Христианства на Руси. Крестив 12 сыновей князя Владимира, бояр и киевский народ, собравшихся для этого на Днепре, святитель начал заботиться об уничтожении языческих суеверий. Из храмов, построенных в Киеве, самым большим являлся Десятинный в честь Успения Пресвятой Богородицы на постройку которого святитель Михаил благословил великого князя Владимира и куда перенесли гроб с мощами великой княгини Ольги . С митрополитом Михаилом связывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря , а с прибывшими с ним из Царьграда монахами – основание Киево-Межигорского монастыря .

После крещения Киева первосвятителю предстояло обращать народ всей русской земли и для этого он посетил с проповедью главные после Киева города русские - Новгород в году и Ростов Великий в году. В Новгород он отправился в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина . Здесь он сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров. В Ростове успех его проповеди был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления. Им была основана первая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове и поставлен епископом свт. Феодор Грек . За годы служения святителя Михаила храмы открывались также в Переяславле , Чернигове , Белгороде , Владимире Волынском и других городах Руси.

Летописец повествует, что при святом Михаиле «вера православная расцвела и засияла, как солнце». Святитель Михаил отличался кротостью, смирением, неутомимостью в трудах и был истинным отцом своей паствы. Он был мудрым и строгим иерархом. Он поставлял пресвитеров, избирал опытных наставников, и им поручал дело обучения и образования детей в страхе Божием и целомудрии. При нем приняли крещение четыре болгарских князя и один печенежский . Известно еще, что он отправил монаха Марка проповедовать христианскую веру к волжским болгарам-мусульманам . Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется «Первоначальником» Русской Церкви . Святитель упокоился от своих трудов в Киеве в году . Днем кончины предание называет 15 июня .

Почитание

Изначально мощи святителя покоились в Десятинной церкви , законченной в году, а около года, при Печерском игумене Феоктисте , они были обретены нетленными и перенесены в Антониеву пещеру . Они пребывали в Ближних Пещерах Лавры вплоть до года, когда по представлению архимандрита Романа (Копы) и по именному указу от 23 июля, были перенесены 1 октября того же года в великую соборную Печерскую церковь. Здесь они почивали открыто в специальной раке вплоть до 3 ноября года когда соборная церковь была взорвана.

Когда он причтен к лику угодников, точно неизвестно, но его имя значится в списке преподобных Антониевой пещеры и у Кальнофойского в году. Также в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в году в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов печерских, поставлено его имя. Лик святителя Михаила традиционно пишут на самом распростаненном варианте иконы Собора Киево-Печерских святых , известной с первой половины XVIII века . Однкао, в общих месяцесловах Русской Православной Церкви , его, как и прочих Печерских преподобных, не было. Указами Святейшего Синода 15 июня года, 18 мая года и 31 октября года дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом 6 августа года поведено было сочинить обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «dosoln-gorod.ru» — Строительный портал - DosolnGorod