Роль налога на прибыль в формировании бюджета. Роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета рф

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ 11

1.1 Функции налога на прибыль организаций в современной российской экономике 11

1.2 Эволюция налога на прибыль и его основных элементов в России 21

1.3 Национальные особенности налогообложения прибыли в зарубежных странах и их адаптация к российским условиям 28

ГЛАВА 2. ПРИБЫЛЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ - ИСТОЧНИК

ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ 41

2.1 Анализ динамики поступлений налога на прибыль в бюджетную систему РФ.41

2.2 Оценка корреляционных связей между прибылью организаций и формированием доходов субфедеральных бюджетов 60

2.3 Современная практика использования государством регулирующего потенциала налога на прибыль 78

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ПРИБЫЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 92

3.1 Мероприятия по усилению фискальной функции налога на прибыль организаций 92

3.2 Совершенствование налогообложения прибыли как инструмента межбюджетного регулирования доходной части бюджетов всех уровней 108

3.3 Налоговое регулирование как механизм активизации поступлений налога на прибыль организаций 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 140

ПРИЛОЖЕНИЯ 145

Введение к работе

Налоги - важнейший элемент экономических и финансовых отношений. Эффективная мобилизация финансовых ресурсов в бюджетную систему посредством налогообложения и оптимальное распределение бремени налогов между экономическими субъектами являются серьезными проблемами бюджетно-налоговой политики государства.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на
современном этапе - создание благоприятных условий для активной
финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и
стимулирование экономического роста посредством _ достижения
оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е.
оптимального соотношения между средствами, остающимися в
распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые

перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Налог на прибыль занимает особое место в национальной бюджетно-налоговой системе, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на экономическую активность в стране.

С одной стороны, налог на- прибыль - один из самых значительных элементов в общей структуре расходов организации, поэтому любое изменение налогового законодательства в части налогообложения" прибыли оказывает серьезное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. В связи с этим стимулирующий потенциал налога на прибыль огромен и многие экономисты убеждены, что активизация его регулирующей функции должна быть одной из приоритетных задач экономической политики в ближайшие годы.

С другой стороны, налог на прибыль является одной из наиболее доходных статьей бюджетной- системы Российской Федерации и

обеспечивает государству возможность полноценного финансирования его основных функций. Однако современные новации налогового законодательства снижают эффективность фискальной политики в области отечественной системы налогообложения прибыли: уменьшена ставка налога, введена «амортизационная премия», расширен список затрат, относимых на расходы. Сложившаяся тенденция изменения налоговой политики свидетельствует о преобладании мероприятий, направленных на снижение издержек налогоплательщика по уплате налога на прибыль независимо от его категории и сфер деятельности, что существенно снижает экономический эффект от мотивационной составляющей налогообложения прибыли организаций.

Кроме того, при реформировании системы налогообложения прибыли не учитываются последствия проводимых реформ для регионов и муниципальных образований. Поэтому любые изменения методики расчета и порядка уплаты указанного налога влияют не только не деятельность конкретного экономического субъекта, но и на финансовую систему страны в целом.

Все сказанное выше обусловило актуальность темы настоящего исследования, его цель и задачи, теоретическую новизну и практическую значимость.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованием вопросов теории и практики налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов занимается ряд ученых экономистов, в том числе Барулин СВ.; Брызгалин А.В., Горский И.В., Дадашев А.З., Кашин В.А., Малис Н.И., Павлова Л.П., Пансков В.Г., Поляк Г.Б., Родионова В.М., Романовский М.В., Черник Д.Г., Шаталов С.Д. и другие.

Значительное число работ специалистов направлено на изучение и анализ отдельных норм законодательства по налогообложению прибыли. Вместе с тем меняющиеся условия налогообложения прибыли требуют новых исследований, рассматривающих возможности использования

регулирующего механизма налога на прибыль на современном этапе развития экономики Российской Федерации, обеспечивающего постоянство налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является исследование взаимосвязей между государством и хозяйствующими субъектами по поводу налогообложения прибыли и формирования ресурсной базы органов власти разных уровней, а также разработка и обоснование предложений по совершенствованию механизма налогообложения прибыли для обеспечения стабильности доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

показать роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджетов разных уровней в современной российской экономике;

проанализировать опыт налогообложения прибыли в зарубежных странах и изучить возможность его использования в России;

определить приоритетные цели налоговой политики в области налогообложения прибыли, позволяющие оптимизировать фискальную и регулирующую функции налога на прибыль организаций;

выявить факторы, оказывающие влияние на динамику поступлений налога на прибыль и установить закономерности налоговых изъятий на федеральном и региональном уровнях;

оценить эффективность новаций в области налогообложения прибыли с точки зрения их влияния на формирование доходной базы бюджетов разных уровней и финансовое состояние хозяйствующих субъектов в РФ;

разработать практические рекомендации по совершенствованию механизма формирования налоговой базы налога на прибыль организаций с учетом необходимости сохранения его роли как источника доходов бюджетов разных уровней и стимулирования предпринимательской активности в реальном секторе экономики.

Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся между государством и хозяйствующими субъектами в процессе исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ.

Объектом исследования выступают бюджеты разных уровней и хозяйствующие субъекты, осуществляющие уплату налога на прибыль организаций.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой проведенного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых.

Методологической основой диссертационной работы явились принципы диалектической логики, позволившие исследовать изучаемые явления и процессы их развития, выявить противоречия и соотнести сущностные характеристики и формы их проявления применительно к реальной практике.

В ходе выполнения работы применялись такие приемы исследования, как системный подход, анализ, синтез. В совокупности данные методы исследования позволили обеспечить достоверность полученных результатов, сделать научно-обоснованные выводы и разработать практические рекомендации.

Информационную базу исследования составили законодательные и
нормативно-правовые акты Российской Федерации и Калужской области,
статистические материалы Федеральной службы государственной

статистики (Росстата) и Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Калужской области, Федеральной налоговой службы и Управления ФНС России по Калужской области, бухгалтерская и

налоговая отчетность хозяйствующих субъектов, публикации в периодических изданиях.

Научная новизна исследования состоит в разработке научно-методических основ налогообложения прибыли, обоснования практических рекомендаций, связанных с совершенствованием законодательных актов, а также механизмов увеличения доходной базы федерального и региональных бюджетов в части налогообложения прибыли.

уточнено понятие налогового регулирования прибыли, которое определено как комплекс мер, позволяющих взаимоувязать интересы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов за счет реализации основных функций налога на прибыль организаций;

обоснована целесообразность введения минимального налога на прибыль организаций и рассчитан экономический эффект, связанный с уменьшением количества убыточных организаций и повышением налоговых платежей в бюджетную систему РФ;

разработаны меры по укреплению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления за счет поступлений доходов от налога на прибыль организаций в бюджеты муниципальных образований, а также по мотивации региональных органов власти использовать его в качестве инструмента повышения экономической активности хозяйствующих субъектов на основе количественной взаимозависимости данного налога и объема инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов;

обоснована необходимость дифференцированного подхода к

налогообложению топливных и металлургических компаний и предложена

расчетная ставка налога на прибыль организаций, позволяющая повысить

эффективность механизма взимания природной ренты и формирования доходов бюджетной системы при сохранении налоговой нагрузки на оптимальном уровне;

> разработан механизм сближения бухгалтерского и налогового учетов путем уменьшения количества временных налоговых разниц, позволяющий налогоплательщику самостоятельно определять момент признания доходов и расходов в налоговом учете в пределах определенных законодательством сроков.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в
разработке и обосновании автором конкретных практических рекомендаций
по увеличению доходной базы бюджетов разного уровня путем
совершенствования действующей системы налогообложения прибыли,
нацеленной на обеспечение сбалансированности интересов

налогоплательщиков и государства.

Результаты научного исследования, а также выводы и оценки могут быть использованы Министерством финансов РФ при разработке основных направлений налоговой политики, а также территориальными органами власти при формировании концепций экономического развития регионов.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по финансовым дисциплинам в высших учебных заведениях.

Апробация диссертационной работы. Основные результаты диссертации докладывались на всероссийских и региональных научно-практических конференциях по проблемам экономического развития Российской Федерации.

Основные положения теоретической части исследования используются

кафедрой «Финансы» Калужского филиала Академии бюджета и

казначейства Министерства финансов Российской Федерации в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплинам «Налоги и налогообложение», «Теория налогообложения», что подтверждено справкой о внедрении.

Выводы диссертационной работы по совершенствованию механизма налогообложения прибыли, по организации налогового учета и совершенствованию расчетов организации с бюджетом по налогу на прибыль были использованы ООО «НПФ Стелла» при построении автоматизированной системы налогового учета и отражении расчетов по налогу на прибыль организаций в бухгалтерском учете, что подтверждено соответствующей справкой о внедрении.

Публикации. Основные материалы диссертационной работы опубликованы в 7 научных статьях общим объемом 2,5 п.л., из них две работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 144 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (96 источников). Иллюстрационный материал включает 25 таблиц, 10 рисунков, 1 приложение.

В первой главе дается оценка эволюции налога на прибыль и его основных элементов, а также анализируется опыт налогообложения прибыли в зарубежных странах.

Во второй главе исследуется роль налога на прибыль организаций в формировании доходной базы бюджетов всех уровней; оцениваются факторы, оказывающие влияние на динамику налоговых изъятий прибыли хозяйствующих субъектов.

В третьей главе разработаны предложения по совершенствованию механизма налогообложения прибыли организаций с целью стабилизации доходов бюджетной системы РФ.

Функции налога на прибыль организаций в современной российской экономике

Налог на прибыль один из самых значительных элементов в общей структуре расходов предприятия, поэтому любое изменение налоговой системы в части налогообложения прибыли сразу же оказывает влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. В связи с этим стимулирующий потенциал налога на прибыль огромен и многие экономисты убеждены, что активизация его регулирующей функции должна быть поставлена во главу угла экономической политики государства в долгосрочной перспективе .

Вместе с тем налог на прибыль является значительной статьей доходов в бюджете Российской Федерации и обеспечивает государству возможность профинансировать те расходы, без которых ему не обойтись. Благоприятная конъюнктура - - на рынках энергоресурсов способствует - повышению собираемости налогов, увеличению объема налоговых доходов бюджета. Указанные позитивные тенденции влияют и на ослабление фискальной политики в области отечественной системы налогообложения прибыли: уменьшена ставка налога, введена «амортизационная премия», расширен список затрат, относимых на расходы для целей налогового учета. В настоящее время налоговая система России является вполне конкурентоспособной по отношению к налоговым системам других государств.

Однако сложившаяся в настоящий момент времени - ситуация с избыточными финансовыми ресурсами нефтегазового характера таит в себе следующие опасности: - рост государственных доходов сопровождается увеличением расходов и расходных обязательств, от которых не так легко отказаться, когда доходы начнут снижаться;

Рост цен на энергоносители вызывает раскручивание инфляционной спирали и необходимость сдерживания процессов финансирования реальной экономики;

существует определенный лимит нефтегазовых источников финансирования бюджетной системы. Ориентируясь на прогнозные показатели 201 Огода, которые дает Министерство экономического развития и торговли, профицит определен в размере 0,1% ВВП, что сопоставимо с погрешностью вычислений.

Следовательно, уже сейчас надо готовить почву для увеличения налоговых поступлений ненефтегазового характера через определенный лаг времени. При этом в основных направлениях налоговой политики на 2008 -2010 гг. поставлена задача не повышать существующую налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты. Поэтому любые новации в области налогового регулирования прибыли необходимо осуществлять постепенно и продуманно, учитывая реальный уровень доходов субъектов хозяйствования, а также перспективы его роста в течение достаточно продолжительного периода.

Налоговая политика в области налогообложения прибыли осуществляется через налоговый механизм, одним из элементом которого является налоговое регулирование. В юридической литературе не дается определения понятия налогового регулирования. Следует отметить, что среди российских и зарубежных экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового регулирования.

class2 ПРИБЫЛЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ - ИСТОЧНИК

ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ class2

Анализ динамики поступлений налога на прибыль в бюджетную систему РФ

Перспективы развития экономики государства во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки, и тем ее предельным уровнем, который возможен в условиях действующей экономической политики и налогового законодательства. Рост государственных расходов (на управление, оборону, решение социальных программ и т.д.) требует неизбежного увеличения доходов и соответствующего увеличения налоговой нагрузки. Однако очевидно, что эта тенденция не может быть бесконечной, и существует граница, за которой дальнейший рост налоговой нагрузки социально и политически невозможен ввиду объективных и субъективных причин.

Логика построения налога на прибыль увязывает в значительной степени регулирующую и фискальную функцию налогообложения. Формируя доходную базу федерального бюджета, субъектов Федерации налог на прибыль дифференцировано определяет рост деловой активности с учетом отраслевых и региональных особенностей. Выявление основных показателей указанной взаимозависимости позволит выработать соответствующие управленческие решения для определения механизмов и поиска резервов для совершенствования и повышения эффективности налогообложения прибыли в России.

Анализ системы налогообложения прибыли организаций заключается в выявлении тенденций практической реализации порядка налогообложения на микро- и макроуровнях с учетом следующих изменений: - уменьшение ставки налога с 35 до 24%;

Отмена ранее действовавших инвестиционных льгот;

Изменение методов определения выручки и начисления амортизации;

Установление открытого перечня расходов и т.д.

Исходя из поставленных задач, можно выделить несколько основных составляющих проведения аналитической работы:

Первое - макроэкономический анализ, т.е. определение зависимости налоговых поступлений от макроэкономических индикаторов развития страны.

Второе - анализ налоговых поступлений на мезоуровне, т.е. на уровне субъектов Федерации. По формам и методам он схож с макроэкономическим анализом, но учитывает особенности развития конкретных регионов.

Третье - микроэкономический анализ, т.е. анализ налоговых поступлений в сопоставлении с показателями экономической деятельности организации.

Только использование всех трех направлений позволит оценить ситуацию с налоговыми поступлениями прибыли в комплексе и принять правильные системные решения по улучшению эффективности налогообложения.

Для анализа ситуации на макроуровне рассмотрим налоговые поступления в 2001-2007гг. Для объективной оценки налоговых поступлений прибыли необходимо учитывать макроэкономические индикаторы развития страны, прежде всего, объем ВВП. Прибыль является одной из составляющих ВВП наряду с косвенными налогами и доходами в виде заработной платы в совокупности с налогами, базой которых является заработная плата.

class3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ПРИБЫЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ class3

Мероприятия по усилению фискальной функции налога на прибыль организаций

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации продолжают оставаться в новом столетии упрощение налоговой системы, совершенствование работы налоговых органов и снижение налоговой нагрузки. Благоприятная для Российской Федерации внешнеэкономическая конъюнктура на рынках энергоресурсов способствовала стабилизации социально-экономического положения в стране и хорошей наполняемости бюджета. Вместе с тем оригинальные налоговые новации могут иметь весьма неприятные последствия, особенно в отношении такого налога как налог на прибыль организации, который играет существенную роль в наполняемости не только федерального, но и региональных бюджетов.

Налоговая система России в какой-то мере является производной от систем налогообложения других стран, что подтверждается наличием следующих общих моментов: доля налоговых поступлений в ВВП с учетом социальных платежей составляет-в среднем по странам Западной Европы 39%, в России - 30-33%; в России ставка налога на прибыль 24% сопоставима со среднеевропейским уровнем (27%); базой подоходного налога с корпораций является разность между валовым доходом от всех источников и разрешенными издержками производства; наличие разного рода налоговых вычетов при расчете налогооблагаемой прибыли, в том числе схожих типов льгот (ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит и др.) Вместе с тем действующая в России система подходов к налогообложению прибыли и расчетов конкретного налога на прибыль приобрела специфические особенности:

S сложность исчисления налогооблагаемой базы, наличие в законодательстве ряда неточностей широкого толка, провоцирующих негативный финансовый эффект; S чрезмерно широкая налоговая база, соответственно налогом фактически облагается не реально полученная предприятием прибыль, а некий «условный доход», так как предприятие, согласно действующему российскому законодательству, не может вывести из под налогообложения все затраты, связанные с извлечением дохода. Наиболее значимой целью совершенствования фискального механизма налога на прибыль является обеспечение социально и экономически необходимого уровня налоговых доходов в бюджет. Одним из главных инструментов воздействия на увеличение доходов от налога на прибыль является ставка налога.

В настоящее время ведется дискуссия о возможности снижения ставки налога на прибыль, что должно, по прогнозам экономистов, стимулировать рост деловой активности предпринимательской сферы и в конечном итоге положительно сказаться на доходах бюджета. По нашему мнению, указанная мера является несвоевременной. Во-первых, дальнейшее снижение ставки негативно отразиться на доходах федерального бюджета - 1 процентный пункт снижения уменьшает общие поступления в бюджет на 22,7млрд.руб. или 0,3% всех доходов федерального бюджета .

Во-вторых, статистические данные по развитым странам, да и опыт нашего государства не подтверждают факт резкого уменьшения размеров теневой экономики при уменьшении ставки налога на прибыль.


Александр Карпов , руководитель проекта сайт, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

Бюджет налогов в управлении компанией

Бюджет налогов нужен для управления затратами на налоги. Из анализа данного бюджета должно быть видно, насколько эффективно в компании выполняются функции оптимизации налогов. В данном случае речь, конечно же, идет об абсолютно законных методах оптимизации.

Кстати, про незаконные методы мне вообще ничего не известно, и все компании, с которыми мне приходилось работать, придерживаются такой же позиции. Налоги нужно платить.

Ведь все мы знаем, что каждый рубль, поступающий в бюджеты различных уровней (и всевозможные внебюджетные фонды), расходуется исключительно целевым образом на благо нашей страны.

Некоторые компании, разрабатывая систему ограничений , среди прочих, вводят и такое ограничение. Они устанавливают верхнее допустимое значение налогов как долю в выручке. Т.е. может быть, например, определено, что доля налогов в выручке не должна превышать определенного процента.

В этом случае в компании должны быть разработаны соответствующие схемы, которые позволят законными методами уложиться в установленные ограничения.

Эти проценты могут быть установлены для каждого месяца года с учетом получаемых показателей бюджетов и правил расчета налогов.

Это ограничение может быть включено даже в один из стратегических показателей компании.

Пример формата бюджета налогов приведен в таблице 1 . В данном примере бюджет налогов содержит четыре группы показателей:

  • начисление налогов;
  • оплата налогов;
  • задолженности по налогам;
  • доля налогов в выручке.

    Таблица 1. Пример формата бюджета налогов

    Код

    Статьи бюджета

    ед. изм

    Итого за год

    Январь

    Декабрь

    план

    факт

    отклонение

    всего

    ОФБ14.1

    Начисление налогов

    ОФБ14.1.1 Налог на прибыль
    ОФБ14.1.2 НДС
    ОФБ14.1.3 Налог на имущество
    ОФБ14.1.4 Налоги с ФОТ
    ОФБ14.2

    Оплата налогов

    ОФБ14.2.1 Налог на прибыль
    ОФБ14.2.2 НДС
    ОФБ14.2.3 Налог на имущество
    ОФБ14.2.4 Налоги с ФОТ
    ОФБ14.3

    Задолженности по налогам

    ОФБ14.3.1 по налогу на прибыль
    ОФБ14.3.1.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.1.2 отложенный налоговый актив
    ОФБ14.3.2 по НДС
    ОФБ14.3.2.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.2.2 дебиторская задолженность
    ОФБ14.3.3 по налогу на имущество
    ОФБ14.3.3.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.4 Налоги с ФОТ
    ОФБ14.3.4.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.5 Итого задолженности по налогам
    ОФБ14.3.5.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.5.2 дебиторская задолженность
    ОФБ14.4 Доля налогов в выручке

    Нужно отметить, что бюджет налогов и сборов – это один из самых популярных бюджетов в наших компаниях.

    Объясняется это, скорее всего, не какой-то особой любовью к бюджетированию , а в большей степени обратным чувством к действующей в стране системе налогообложения.

    Получается, что эта фрагментарная вспышка повышенного интереса к бюджетированию обусловливается внешними условиями и подкрепляется внутренним желанием во чтобы-то ни стало соптимизировать затраты на налоги.

    Вот если такое неудержимое стремление распространить и на другие функциональные области компании, то даже представить сложно, какой это могло бы иметь положительный эффект, и насколько бы во многих компаниях улучшилось бы финансово-экономическое состояние.

    Налоговый бюджет отличается от всех остальных функциональных бюджетов тем, что при его составлении компания не может делать предположений и гипотез относительно периодов начислений и оплаты налогов, т.к. порядок расчета налогов и их оплаты строго регламентирован государством.

    Поэтому в состав бюджета налогов абсолютно всех компаний обязательно должны входить все три группы показателей: начисление налогов, оплата налогов и задолженности по налогам (см. Табл. 1 ).

    При разработке моделей всех остальных бюджетов каждая компания может поступать так, как считает нужной.

    Регламент бюджета налогов

    Можно смело сказать, что в любой компании, даже в той, в которой, казалось бы, нет никакого бюджетирования, все равно есть одна, если можно так выразиться, забюджетированная область.

    Речь идет о налогах. Компания старается изо всех сил снизить затраты на налоги, при этом можно совершенно спокойно переплачивать гораздо большие суммы в других функциональных областях деятельности.

    Возможно, это связано с особой ярко выраженной "любовью" к государству, которая выражается простой формулой "любимому государству ни одной лишней копейки". А может быть причина лежит и в другой сфере. Как выразился "опытный" сотрудник одной компании, отметив, что увеличивать налоговые затраты нет никакого смысла, т.к. от налоговой все равно никакого отката за это не получишь.

    Может быть, более-менее четкий регламент бюджетирования объясняется и тем, что в данном процессе преимущественно принимают участие представители финансовой дирекции, которые чаще всего являются наиболее дисциплинированными сотрудниками компании.

    Пример минимизации затрат на таможенную очистку

    Бюджетирование заключается не только в том, чтобы подготовить какой-то документ. При этом необходимо выполнить бюджет. То есть необходимо четко понимать за счет чего можно будет выполнить те или иные бюджетные показатели компании.

    При этом не малую роль может играть вопрос, связанный с тем какое конкретно подразделение в компании будет выполнять эту функцию. В одной компании, например, когда занимались составлением бюджета налогов, то встал вопрос о таможенных платежах. Компания занималась экспортно-импортными операциями и ей приходилось заниматься вопросами, связанными с таможенной очисткой товара.

    Эту функцию мог выполнять транспортный отдел, основной задачей которого являлось обеспечение доставки груза от поставщика клиенту. Договора на поставку заключались менеджерами коммерческого отдела. Они в принципе тоже могли частично выполнять эти функции.

    При этом выяснилось, что когда эту функцию выполняли сотрудники отдела транспорта, то затраты на таможенные платежи были выше, чем когда эту функцию выполняли сотрудники коммерческого отдела.

    Когда стали разбираться, то выяснилось, что оказывается такой фактор как знание товара играет здесь важную роль. Дело в том, что когда происходит таможенная очистка и груз пересекает границу, то при этом товару присваивается определенный код, в соответствии с которым рассчитываются сумма таможенных платежей. Когда на таможню выезжал сотрудник отдела транспорта, то он в основном беспокоился о том, чтобы груз вовремя прошел растаможку и отправился дальше.

    Когда же на таможню приезжал сотрудник коммерческого отдела, то он был заинтересован не только в том, чтобы груз прошел растаможку и проследовал дальше, но и в том, чтобы затраты на этот процесс были меньше.

    Поскольку сотрудник коммерческого отдела, участвовал в заключение договоров с клиентом и поставщиком и хорошо знал товар, то он мог убедить таможенника в том какой именно код нужно присвоить товару. То есть товару присваивался тот код, который приводил к наименьшим в данной ситуации затратам на таможенные пошлины. Дело в том, что коммерческий отдел был замотивирован (см. Книгу 4 "Финансовая структура компании") на прибыль, из которой вычитались в том числе и таможенные расходы.

    Налоги можно уменьшать за счет правильного оформления договоров

    Еще одним фактором существенно влияющим на налоговые затраты является договорное оформление операций, реализуемых компанией. Одно и то же событие может быть по-разному отражено в договорах, что может приводить к различным затратам на налоги.

    Это еще раз говорит о том, что в рамках бюджетирования должны планироваться и мероприятия, которые планируют выполнить подразделения, а также документальное оформление данных мероприятий, то есть то какие договора будут сопровождать планируемые мероприятия. Иногда бывает выгоднее одну операцию оформить несколькими договорами, а иногда наоборот одним документом.

    В одной компании, например, допускались такие ошибки. Компания оказывала услуги по поставке оборудования. Иностранный импортер мог поставить оборудование российскому заказчику, а после этого осуществлять работы по монтажу и установке этого оборудования.

    При этом могли заключать отдельный договор на услуги по монтажу и установке оборудования. В таком случае возникла проблема с НДС, т.к. при таком оформлении операции возникал договор на услуги по монтажу.

    При самой поставке оборудования НДС не возникал, но поскольку монтаж оборудования не был прописан в этом договоре и приходилось заключить отдельный договор на услуги. В итоге получилось так, что у компании возникли дополнительные расходы и сделка получилась с большой отрицательной прибылью. То есть на таких простых ошибках компания теряла прибыль.

    Пример регламента бюджетирования налогов

    В данном примере регламент бюджетирования налогов структурирован по видам оснований, от которых зависят налоги. Таким образом, организационно-временной регламент бюджетирования налогов получается наиболее наглядным. При этом названия функций, в которых сгруппированы расчеты этих налогов, конечно же, условные и налоги, классифицированные таким образом, между собой могут быть никак не связаны.

    Регламент бюджетирования налогов на фазе планирования

    Пример регламентации бюджетирования налогов (на фазе планирования) приведен на рисунке 1 . В данном примере в рамках бюджетирования налогов выполняются следующие основные функции: планирование налогов, зависящих от продаж и закупок, планирование налогов, зависящих от персонала, планирование налогов, зависящих от активов, используемых компанией, планирование налога на рекламу, планирование налога на прибыль, формирование бюджета налогов, согласование и корректировка бюджета налогов, предварительное утверждение бюджета налогов.
    Планирование налогов, зависящих от продаж и закупок
    В рассматриваемом примере под этими налогами подразумеваются НДС. НДС зависит от бюджета продаж и от бюджетов закупок, то есть от всех закупаемых ресурсов и услуг. Поэтому НДС может быть рассчитан после того как будут предварительно утверждены бюджет продаж и все бюджеты закупок (сырья и материалов, для обеспечения нужд производства и т.д.)
    Планирование налогов, зависящих от персонала
    В рассматриваемом примере в эту группу входят налоговые отчисления с ФОТ. Отчисления зависят от затрат на заработную плату, поэтому могут быть рассчитаны после того как бюджет заработной платы будет предварительно утвержден. Проблемы здесь в основном будет связаны с задержкой расчета переменной части заработной платы, т.к. она зависит от показателей других бюджетов и может быть рассчитана гораздо позже, чем постоянная часть.
    Планирование налогов, зависящих от активов, используемых компанией
    Здесь планируются налог на имущество, транспортный налог и налог на землю. Все это является активами, которые использует компания в своей текущей деятельности. Для расчета данных налогов соответственно нужны данные о стоимости имущества, количестве и мощности автомобилей, принадлежащих компании, а также о площади земли, занимаемой под производственные помещения.
    Планирование налога на прибыль
    Налог на прибыль может быть спланирован, когда будут рассчитаны все расходы компании, поэтому необходимо иметь предварительно утвержденный бюджет продаж, а также все бюджеты затрат компании. В данном примере этот налог рассчитывается в последнюю очередь, т.к. большая часть остальных налогов также являются расходами компании, которые уменьшают налогооблагаемую базу для налога на прибыль.
    Формирование бюджета налогов
    Бухгалтер на основе данных о плановых налогах формирует бюджет налогов, в котором представлены все налоги компании. Коме того, в бюджете налогов могут быть и дополнительные показатели, характеризующие эффективность функции налогового управления. Это может быть, например, доля налогов в выручке. В некоторых компаниях данный показатель даже входит в состав стратегических показателей компании, для которого устанавливается соответствующее верхнее ограничение.

    Рис. 1 Пример регламента бюджетирования налогов (на фазе планирования)

    К бюджету налогов также прикладывается аналитическая информация, содержащая все необходимые пояснения.

    Согласование и корректировка бюджета налогов
    До этого момента все функции выполнялись бухгалтером, занимающимся налоговым планированием. В согласовании и корректировки бюджета налогов принимают участие все руководители финансовой дирекции: финансовый директор, начальник ПЭО, начальник финансового отдела и главный бухгалтер. Если в компании установлено ограничение, например, на долю налогов в выручке, то необходимо проконтролировать в первую очередь выполнении данного условия.

    В некоторых компания, для специалистов по налоговому планированию даже вводят соответствующую схему мотивации, в соответствии с которой премия зависит от разницы между верхним ограничением по налогам и фактическими затратами на налоги.

    Предварительное утверждение бюджета налогов
    Предварительное утверждение бюджета налогов происходит на уровне финансового и исполнительного директора компании.

    При утверждении бюджета налогов нужно исходить из того, что с одной стороны необходимо оптимизировать каждый налог в отдельности, но все-таки самое важное чтобы суммарные затраты на налоги были минимальными.

    Понятно, что при оптимизации налогов может получаться так, что при одном варианте будет увеличиваться один налог, но уменьшаться другой. Соответственно, всегда нужно оценивать решения по суммарным налоговым затратам.

    Хотя бывает и так, что при выборе вариантов приходится учитывать и такой фактор в какой бюджет платятся данные налоги. То есть компания может выбрать и более затратный вариант, но при котором затраты на налоги будут выше. Это, конечно же, важно в основном для крупных компаний, т.к. в таком случае для них это будет один из аргументов при решении определенных вопросов с местными властями.

    Регламент бюджетирования налогов на фазе учета, контроля и анализа

    Пример регламентации бюджетирования налогов (на фазе учета, контроля и анализа) приведен на рисунке 2 .

    В данном примере в рамках бюджетирования налогов выполняются следующие основные функции: сбор данных и формирование фактического бюджета налогов, анализ исполнения бюджета налогов, согласование и утверждение результатов анализа бюджета налогов.

    Сбор данных и формирование фактического бюджета налогов
    Сбор данных и формирование фактического бюджета налогов производится бухгалтером компании на основании оборотных ведомостей по затратам на налоги. Далее формируется фактический бюджет налогов, который помимо затрат может содержать и другие показатели, например, доля налогов в выручке, дебиторская/кредиторская задолженность и т.д.
    Анализ исполнения бюджета налогов
    В анализ исполнения бюджета налогов принимают участие все руководители финансовой дирекции компании. По результатам анализа формируются проекты основных решений, направленных на улучшение ситуации в будущем.
    Согласование и утверждение результатов анализа бюджета налогов
    Согласование и утверждение результатов анализа исполнения налогового бюджета происходит на уровне финансового и исполнительного директора компании. По результатам согласования готовится протокол, в котором содержатся основные решения, сформированные в результате анализа исполнения бюджета налогов.

    Эти решения могут касаться и корректировки налоговой политики компании. То есть речь идет не только об учетной политике, но и о принципах налогового планирования, на которые опирается компания в своей работе.

    Рис. 2. Пример регламента бюджетирования налогов (на фазе учета, контроля и анализа)

    Модель бюджета налогов и сборов

    Основным отличием бюджета налогов от всех остальных бюджетов является то, что при построении модели бюджетирования налогов необходимо обязательно опираться на внешнюю (в данном случае налоговую) учетную политику.

    При составлении всех остальных бюджетов может использоваться внутренняя (управленческая) учетная политика , которая может отличаться от внешней. Понятно, что такое раздвоение, а точнее расстроение (бухгалтерская, налоговая, управленческая) учетных политик, может приводить к значительным усложнениям при составлении бюджетов компании и, в частности, бюджета налогов.

    Как правило, модель бюджета налогов является одной из наиболее формализованных, поскольку для расчета налогов используются четко зафиксированные методики, определенные государством. Поэтому основная задача при разработке модели бюджета налогов заключается в том, чтобы правильно настроить методику расчета налогов.

    Правда, нужно отметить, что решение данной задачи не является такой уж простой, поскольку некоторые налоги (в частности налог на прибыль), мягко говоря, считаются не очень просто. Наше государство, преследуя цель получить с бизнеса как можно больше и как можно быстрее, явно перемудрило с методологией расчета налога на прибыль (с НДС тоже не все так просто). Это приводит к тому, что настройки модели бюджета налогов получаются довольно-таки сложными, поскольку приходится проверять очень много различных условий (пример модели бюджета налогов (впрочем, как и всех остальных бюджетов) можно найти на CD-решении "Бюджетное управление предприятием". Скачать презентацию данного CD-решения можно в разделе "Скачать". Найти описание можно в разделе "CD-решения").

    Хотя на практике бывают случаи, когда для составления бюджета налогов используется куда более неформальная логика. В некоторых компаниях может использоваться довольно-таки оригинальная модель планирования налогового бюджета. Как сказал директор одной компании, приоритеты при распределении финансирования у них были такие: сначала зарплата, затем материалы, потом местный бюджет, а на федеральный – уже ничего не оставалось. На этом заводе образовалась большая кредиторская задолженность перед федеральным бюджетом, но при этом они особенно не беспокоились на этот счет.

    Все объяснялось тем, что собственность была размыта по трудовому коллективу, поэтому, если бы была инициирована процедура банкротства, это означало бы, что без работы останутся четыре тысячи человек.

    Менеджмент завода подумывал о том, чтобы консолидировать у себя контрольный пакет акций, но как только бы они это сделали, им сразу же напомнили бы о долге федеральному бюджету. Ведь когда хозяина нет, то и спросить не с кого, а как только он появляется, то сразу должен будет отвечать за все, в том числе и за "грешки" предыдущих руководителей предприятия, которые довели организацию до нынешнего состояния.

    Пример модели бюджета налогов

    В этом примере модели бюджета налогов (см. Табл. 2 ) используются только самые распространенные налоги, которые есть практически у всех компаний за исключением тех, которые "сидят" на упрощенке или вмененке. То есть речь идет о четырех самых часто встречающихся налогах: налоге на прибыль, налоге на добавленную стоимость (НДС), налоге на имущество и налогах с ФОТ.

    Таблица №2. Пример бюджета налогов

    Статьи бюджета

    год

    на начало

    период

    на конец

    Начисление налогов

    Налог на прибыль (тыс. руб.) 4 119 0 51 1 309 2 759
    ставка налога на прибыль 24%
    независимый расчет 11 795 0 0 0 0 0 51 340 807 1 360 2 091 3 026 4 119
    налогооблагаемая прибыль 17 163 -685 -126 -20 336 -310 1 017 1 205 1 946 2 302 3 047 3 893 4 556
    налогооблагаемый доход 186 678 10 506 11 628 12 365 15 717 14 688 15 052 15 243 15 431 15 948 17 726 19 811 22 562
    налогооблагаемый расходы 169 515 11 191 11 754 12 384 15 381 14 998 14 036 14 038 13 485 13 646 14 678 15 918 18 006
    НДС (тыс. руб.) 6 590 303 514 490 784 0 0 0 0 20 1 255 1 464 1 759
    893 147 186 192 367
    Налоги с ФОТ (тыс. руб.) 8 219 581 587 593 689 661 667 680 688 694 739 791 849
    Ставка налога с ФОТ 26,0%
    Итого начисленных налогов (тыс. руб.) 19 821 884 1 101 1 231 1 473 661 904 680 688 2 215 1 994 2 255 5 734
    Доля налогов в выручке 10% 7% 8% 9% 10% 5% 7% 5% 6% 12% 10% 10% 22%

    Оплата налогов

    Налог на прибыль (тыс. руб.) 1 359 250 50 50 0 0 0 17 17 17 1 595 436 436
    Ежеквартальные авансовые платежи 200 0 0 1 159
    Ежемесячные авансовые платежи 50 50 50 50 0 0 0 17 17 17 436 436 436
    Сумма ежемесячных авансов 50 100 150 0 0 0 17 34 51 436 873 1 309
    НДС (тыс. руб.) 5 531 700 303 514 490 784 0 0 0 0 20 1 255 1 464
    Налог на имущество (тыс. руб.) 676 150 147 186 192
    Налоги с ФОТ (тыс. руб.) 7 920 550 581 587 593 689 661 667 680 688 694 739 791
    Итого налогов к оплате (тыс. руб.) 15 485 1 600 884 1 101 1 231 1 473 661 853 680 688 2 065 1 994 2 255

    Задолженности по налогам

    по налогу на прибыль (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 200,00 0 0 1 210 2 759
    отложенный налоговый актив 0 0 0 150 150 99 99 99 0 0 0 0
    по НДС (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 700,00 1 759 303 514 490 784 0 0 0 0 20 1 255 1 464 1 759
    0 0 0 0 0 3 935 2 985 2 020 974 0 0 0 0
    по налогу на имущество (тыс. руб.)
    Налоги с ФОТ (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 550,00 849 581 587 593 689 661 667 680 688 694 739 791 849
    Итого задолженности по налогам (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 1 600 5 734 884 1 101 1 231 1 473 661 853 680 688 2 117 1 994 2 255 5 734
    прочая дебиторская задолженность 0 0 0 0 150 4 085 3 135 2 119 1 073 99 0 0 0

    Налоги с ФОТ рассчитываются на основе данных бюджета оплаты труда, в котором консолидируется суммарный ФОТ компании, а также представлены данные о заработной плате каждого подразделения. В представленной модели используется следующее допущение. Считается, что компания не пользуется никакими льготами, которые могут предоставляться определенным категориям граждан или при определенных суммах заработной платы. Если бы такого предположения не было сделано, то нужно было бы вести детальный расчет по каждому сотруднику компании, по которому можно воспользоваться той или иной льготой.

    Кстати, некоторые специалисты по налоговому планированию полагают, что использование всевозможных льгот, на самом деле, выходит боком для компании. Во-первых, резко усложняется методика расчета, а во-вторых, использование любой льготы нужно будет доказывать при налоговых проверках. Кроме того, в нашей стране очень часто отменяются старые льготы, но появляются новые, что приводит к необходимости проведения дополнительных расчетов, что опять-таки сказывается на потере времени бухгалтеров.

    Налог на имущество планируется на основе информации, поступающей из бюджета основных средств. Здесь только нужно учитывать, что внутренняя (управленческая) учетная политика может отличаться от внешней в отношении того, что признавать основным средством, а что – нет (см. книгу "Постановка и автоматизация управленческого учета").

    Естественно, что при расчете налога на имущество нужно будет пользоваться внешней учетной политикой, то есть брать данные об основных средствах не из управленческого учета, а из бухгалтерского, а точнее налогового.

    НДС рассчитывается на основе плановых данных о поступлениях и признаваемой выручке от реализации, а также информации о плановых затратах и их оплате. Соответственно, данная информация собирается из соответствующих функциональных бюджетов и графиков оплаты. При этом учитывается информация о начальной кредиторской (компания должна бюджету) или дебиторской (бюджет должен компании) задолженности по НДС.

    Налог на прибыль рассчитывается на основе данных о плановых доходах и расходах компании. Здесь важно точно определить именно те расходы, которые могут быть, согласно налоговой учетной политике, признаны расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Может оказаться так, что прибыль в бухгалтерском учете будет больше или меньше, чем в налоговом учете.

    Данные для планирования налога на прибыль, конечно же, нужно брать из расчетов, составленных в соответствии с налоговой учетной политикой. Здесь также, как и в случае с НДС, необходимо учитывать входящий остаток в балансе. Либо в пассивах будет зафиксирована кредиторская задолженность, либо в активах будут отражаться данные об отложенных налоговых активах, если в предыдущем отчетном периоде был получен убыток, либо в активах могут отражаться авансовые платежи по налогу на прибыль.

    Как видно из примера бюджета (см. Табл. 2 ), он состоит из трех разделов: начисление налогов, оплата налогов и задолженности по налогам. Соответственно, информация из первого раздела поступает в БДР (все кроме начисленного НДС), из второго – в БДДС, а из третьего – в ББЛ.

    В данном примере бюджета налогов есть такой показатель, как доля налогов в выручке. Этот показатель может носить чисто справочный характер, то есть давать информацию о том, какая получается у компании налоговая нагрузка. А может быть и так, что данный показатель будет иметь целевой характер, и, возможно, даже будет использоваться в схеме мотивации финансовой дирекции, в частности, бухгалтерии (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании").

    Речь идет о том, что для бухгалтерии или другого подразделения, занимающегося налоговым планированием, может ставиться задача минимизации налоговой нагрузки за счет использования законных методов оптимизации. Правда, перед тем как вводить такую систему, нужно оценить и затраты на поддержание выполнения таких функций. Речь идет о том, что, как правило, любая оптимизация сопровождается увеличением объемов работ, связанных с дополнительным оформлением документов, сбором необходимых справок и т.д.

    Понятно, что один из инструментов оптимизации – это применение различных льгот. Но здесь есть и определенные риски. При отмене некоторых льгот, может возникнуть необходимость в переделывании некоторых внешних отчетов, а это, в свою очередь, может потребовать проведения дополнительных расчетов или даже корректировки уже введенной фактической информации. То есть это может обернуться дополнительными временными и денежными затратами.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу
  • Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

    — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

    Функции государственного бюджета:

    • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
    • Легально контролирует действия правительства
    • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
    • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

    Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

    План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

    Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

    Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

    Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
    • Объем производства
    • Инветиции
    • Реальные доходы

    Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

    Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

    Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

    Доходы государственного бюджета:

    • Налоги на доходы юридических и физических лиц
    • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
    • Поступление косвенных налогов и акцизов
    • Пошлины и неналоговые сборы
    • Региональные и местные налоги

    Расходы государственного бюджета:

    • Промышленность
    • Социальная политика
    • Сельское хозяйство
    • Государственного управление
    • Международная деятельность
    • Оборона
    • Правоохранительная деятельность
    • Наука
    • Здравоохранение

    Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

    В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

    Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

    Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
    • содержание органов власти;
    • национальная оборона;
    • финансирование науки;
    • финансирование реального сектора;
    • образование госрезервов;
    • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
    • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
    К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
    • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
    • обеспечение правоохранительной деятельности;
    • обеспечение противопожарной безопасности;
    • науку и социально-культурные мероприятия.

    Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

    Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

    По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

    Текущие расходы — это:

    • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
    • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
    • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

    Расходы капитального характера делятся на:

    • новое строительство;
    • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

    Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

    • социальные расходы;
    • военные расходы;
    • содержание судебной системы;
    • образование и здравоохранение.

      Руководство ООО МФК "ИнкассоЭксперт" выражает благодарность Аудиторской компании "Камертон-АК" за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты "Камертон-АК" обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны

      Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»

      Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности.

      Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»

      При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности.

      Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»

      Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год

      Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»

      В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности.

      Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»

      В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах.

      Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»

      Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

      Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

      В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг

      Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»

      Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности

      Домогарова Т.В. ФГБУ "ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи"

      В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета.

      Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина

    Тюпакова Нина Николаевна, Литовкина Алена В.

    1. док.экон.наук, профессор кафедры финансов

    2, магистр 2 курса, направления подготовки 38.04.01 Экономика
    профиль «Финансы»
    ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
    университет имени И.Т. Трубилина
    г. Краснодар
    Tupakova Nina, LitovkinaAlyona
    1. Doc.Ekon.Sciences, Professor of the Department of Finance

    2, master 2 course, areas of training 38.04.01 Economy
    profile of "Finance"
    IN FGBOU "Kuban state agrarian
    University named after I. T. Trubilin
    Krasnodar

    Аннотация: Статья отображает механизм реализации фискальной функции налогов в распределении прибыли хозяйствующих субъектов, по средствам налога на прибыль организаций, между уровнями бюджетной системы России. Проводится оценка динамики налоговых доходов в целом по России и на территории Краснодарского края. Дана оценка доли налога на прибыль в совокупных налоговых поступлениях и показателю налоговой нагрузки на экономику через систему налогообложения прибыли организаций.

    Abstract: The article shows the mechanism of realisation of the fiscal function of taxes in the profits of economic entities by means of the profit tax of the organisations, between levels of the budget system of Russia. Assessment of the dynamics of tax revenues in the whole of Russia and Krasnodar territory. The estimation of the share of profit tax in total tax revenue and total tax burden on the economy through taxation profit organizations.

    Ключевые слова: прибыль, налоги, бюджет, налоговые доходы, валовой внутренний продукт.

    Keywords: income, taxes, budget, tax revenues, gross domestic product.


    Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговой системе России, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому основная задача государства заключается в создании благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности с возможностью расширения и развития. В этом случае достигается обоюдная выгода – максимизация налоговых доходов бюджета и создание предпосылок для снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов.

    По мнению М.Ю. Малкина и Р.В. Балакина: «Динамика базы налогообложения отражает влияние разных факторов:

    1) изменения масштабов легальной экономики, т. е. экономики, попадающей в сферу налогообложения. В то же время рост любой экономики включает как инфляционную составляющую, обусловленную увеличением цен на производимую продукцию, так и реальную составляющую, отражающую рост физических объемов производства;

    2) структурных сдвигов в экономике, в частности, изменений доли прибыли в добавленной стоимости, а также динамики рентабельности производства в различных отраслях и регионах;

    3) качества налоговой политики и налогового администрирования. Одним из показателей качества налоговой политики является обоснованный уровень налогообложения. Логично утверждать, что, чем выше уровень налогообложения, тем меньше у хозяйствующих субъектов желание платить налог и тем выше теневая составляющая их деятельности. Кроме того, высокий уровень налогообложения подавляет стимулы к предпринимательской деятельности, а также уменьшает ресурсы для будущего развития, что отрицательно сказывается на росте базы налога в долгосрочном периоде. В то же время качество налогового администрирования измеряется рядом показателей, к числу которых относится удельный вес теневой экономики, находящейся вне сферы налогообложения» .

    Л. Лыкова в свою очередь отмечает, что: «Российская модель налога на прибыль (в том виде, в котором она сложилась к 2010 г.) представляет собой нечто среднее между моделью распределения (расщепления) налоговых доходов и моделью совместной или параллельной эксплуатации налоговой базы. Обе эти модели широко известны мировой практике.

    Будучи федеральным (ст. 13 Налогового кодекса РФ), он предполагает возможность установления ставки, в соответствии с которой его суммы подлежат зачислению в доход региональных бюджетов. При этом НК ограничивает пределы снижения ставки. С точки зрения установления отдельных ставок федеральной и региональной (федеральной и региональной составляющих) данная модель может быть отнесена к моделям, предполагающим параллельную эксплуатацию налоговой базы. В то же время отсутствие реальной возможности повлиять на процесс формирования этой налоговой базы сближает используемую модель с моделью «распределения налоговых доходов» .

    При соблюдении традиционных критериев разграничения налоговых полномочий в части налога на прибыль отечественная модель формирует и определенные сложности при реализации закрепленных за ней функций, а роль налога на прибыль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации различается весьма существенно .

    Проведем оценку динамики поступления налога на прибыль организаций в бюджетную системы в целом по России и по Краснодарскому краю (рисунок 1 и 2).

    Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по России можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 1779719 тыс.руб. или 14,1% по сравнению с 2014 г. и на 665708 тыс.руб. или 4,9% по сравнению с 2015 г.

    Рисунок 1, Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций в целом по России, млн руб.

    Рисунок 2. Динамика поступления налогов и сборов и налога на прибыль организаций на территории Краснодарского края, млн руб.

    Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 397310 тыс.руб. или 16,7% по сравнению с 2014 г. и на 171304 тыс.руб. или 6,6% по сравнению с 2015 г.

    Оценивая динамику налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом по Краснодарскому краю можно отметить стабильный рост поступлений в 2016 г. на 74706 тыс.руб. или 34,2% по сравнению с 2014 г. и на 35219 тыс.руб. или 13,7% по сравнению с 2015 г.

    Динамика поступлений по налогу на прибыль составила 5696 тыс.руб. или 10,1% по сравнению с 2014 г. и на 8639 тыс.руб. или 19,46% по сравнению с 2015 г.

    Поступления по региональным налогам увеличились на 6546 тыс.руб. или 26,% по сравнению с 2014 г. и на 2441 тыс.руб. или 8,4% по сравнению с 2015 г.

    Чтобы оценить участие налога на прибыль в доходах бюджета необходимо провести оценку структуры налоговых поступлений (таблица 1).

    Таблица 1

    Структура поступления налогов и платежей в бюджетную систему РФ, %

    Показатель Россия Краснодарский край
    2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
    Федеральные налоги и сборы 89,9 89,7 89,6 77,3 78,7 79,7
    Налог на добавленную стоимость 18,3 18,9 19,5 4,5 16,3 19,6
    Акцизы 8,0 7,4 9,0 13,9 13,4 12,9
    Налог на прибыль организаций 18,8 18,9 19,3 22,2 17,3 18,2
    Налог на доходы физических лиц 21,3 20,5 21,0 33,1 28,6 26,5
    Ресурсные платежи 23,3 23,7 20,5 3,3 2,7 2,2
    Государственная пошлина 0,2 0,3 0,2 0,5 0,4 0,4
    Региональные налоги 6,0 6,3 6,4 11,5 11,3 10,8
    Налог на имущество организаций 5,0 5,2 5,3 9,1 8,8 8,7
    Транспортный налог 0,9 1,0 1,1 2,3 2,3 2,0
    Налог на игорный бизнес 0,004 0,004 0,006 0,1 0,1 0,1
    Местные налоги 1,6 1,6 1,5 4,1 3,5 3,0
    Земельный налог 1,4 1,3 1,2 3,5 2,9 2,4
    Налог на имущество физических лиц 0,2 0,2 0,3 0,6 0,5 0,6
    Специальные режимы налогообложения 2,5 2,5 2,6 7,1 6,5 6,6
    Единый сельскохозяйственный налог 0,04 0,1 0,1 0,4 0,4 0,6
    Упрощенная система налогообложения 1,8 1,9 2,0 5,0 4,6 4,6
    Единый налог на вмененный доход 0,6 0,6 0,5 1,7 1,5 1,3
    Система патент 0,0 0,0 0,1 0,02 0,0 0,0
    Всего налогов и сборов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

    В структуре налоговых поступлений в целом по России наибольший удельный вес приходится на федеральные налоги и сбор – 79,7%, в том числе на налог на прибыль приходится 18,2%.

    Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 11%.

    Доля местных налогов сокращается с 4% в 2014 г. до 3% в 2016 г.

    Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 6,6%.

    Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 26,5%.

    В структуре налоговых поступлений по Краснодарскому краю наибольший удельный вес так же приходится на федеральные налоги и сбор – 89,6%, в том числе на налог на прибыль приходится 19,3%. Доля региональных налогов стабильно находится на уровне 6%. Доля местных налогов находится в приделах 1,5%. Удельный вес поступлений от специальных режимов налогообложения составляет 2,5%.

    Наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 21% и ресурсные платежи – 20,5%.Для оценки роли налога на прибыль в формировании доходной части бюджетов различного уровня необходимо провести оценку динамики распределения поступлений данного налога по уровням бюджетной системы в целом по России и по Краснодарскому краю (таблица 2).

    Таблица 2

    Динамика распределения налога на прибыль организаций по уровням бюджетной системы, млн руб.

    Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
    Россия
    Поступило всего 2355411 2071666 2372843 2598856 2770153
    в т.ч.

    — федеральный бюджет

    375817 352213 411316 491380 491023
    — краевой бюджет 1969541 1709264 1952469 2098454 2272500
    — муниципальный бюджет 10052 10188 9058 9015 6629
    Краснодарский край
    Поступило всего 46761 42032 56322 44 580 53218
    в т.ч.

    — федеральный бюджет

    3601 5746 5564 7 335 7 224
    — краевой бюджет 41002 34472 40 696 35 383 43 694
    — муниципальный бюджет 2158 1814 2 142 1 862 2 300

    Распределение налога на прибыль происходит в соответствии с закрепленным НК РФ распределением: до 2017 г. ставка 20% распределялась 2% от налоговой базы в федеральный бюджет и 18% от налоговой базы в региональный бюджет, а с 2017 г. 3% от налоговой базы в федеральный бюджет и 17% от налоговой базы в региональный бюджет.

    Поступления налога на прибыль организаций в целом по России имеют стабильную динамику роста на уровне от 7 до 10%. Однако можно отметить отрицательную тенденцию по поступлениям в местные бюджеты, что вызвано концентрацией доходов в региональных центрах.

    По данным Краснодарского края наблюдается неоднозначная тенденция: в 2013 и 2015 гг. сокращение поступлений в приделах 10%, а в 2014 и 2016 г. роста поступлений в приделах 15%.

    Следующим шагам является оценка структуры распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы (таблица 3).

    Таблица 3

    Структура распределения налога на прибыль организации по уровням бюджетной системы, %

    Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
    Россия
    Поступило всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
    в т.ч.

    — федеральный бюджет

    16,0 17,0 17,3 18,9 17,7
    — краевой бюджет 83,6 82,5 82,3 80,7 82,0
    — муниципальный бюджет 0,4 0,5 0,4 0,3 0,2
    Краснодарский край
    Поступило всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
    в т.ч.

    — федеральный бюджет

    7,7 13,7 11,3 16,5 13,6
    — краевой бюджет 87,7 82,0 84,2 79,4 82,1
    — муниципальный бюджет 4,6 4,3 4,4 4,2 4,3

    Оценивая структуру распределения налога на прибыль по уровням бюджетной системы можно отметить преобладание доли, зачисляемой в региональный бюджет – 80-82%. В целом по России доля налога на прибыль зачисляемая в муниципальный бюджет достаточно небольшая – менее 0,5%, а в Краснодарском крае 4,5% поступлений от налога на прибыль организаций остаются в местном бюджете.

    Следующим шагом является оценки доли налога на прибыль организаций в совокупных налоговых платежах (таблица 4).

    Оценивая долю налога на прибыль организаций в налоговых доходах бюджета можно отметить сокращение участия данного налога с 22 % до 18-19% в целом по России, а в Краснодарском крае с 24% до 17-18%. Что связано с предоставлением дополнительных льгот (нулевой ставки, увеличения перечня расходов учитываемых для целей налогообложения, доходов освобождаемых от налогообложения и т.д.) как по отраслям так и сферам деятельности.

    Таблица 4

    Динамика доли налога на прибыль организации в налоговых доходах

    Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
    Россия
    Налоговые доходы, млн руб. 10954010 11321617 12606342 13720353 14386061
    2355411 2071666 2372843 2598856 2770153
    доля в налоговых доходах, % 21,5 18,3 18,8 18,9 19,3
    Краснодарский край
    Налоговые доходы, млн руб. 197766 206129 218123 257610 292829
    Налога на прибыль организаций, млн руб. 46761 42032 56322 44580 53218
    доля в налоговых доходах, % 23,6 20,4 22,2 17,3 18,2

    Для оценки влияния налогообложения прибыли организаций проведем оценку уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику России и Краснодарского края (таблица 5).

    Таблица 5

    Динамика уровня налоговой нагрузки от налога на прибыль на экономику

    Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
    Россия
    ВВП, млн руб. 68163883 73133895 79199658 83232618 86043649
    Налога на прибыль организаций, млн руб. 2355411 2071666 2372843 2598856 2770153
    Доля налога на прибыль организаций в ВВП, % 3,5 2,8 3,0 3,1 3,2
    Доля налоговых доходов в ВВП, % 16,1 15,5 15,9 16,5 16,7
    Краснодарский край
    ВРП, млн руб. 1459491 1662969 1785633 1946760 2166744
    Налога на прибыль организаций, млн руб. 46761 42032 56322 44580 53218
    Доля налога на прибыль организаций в ВРП, % 3,2 2,5 2,7 2,3 2,5
    Доля налоговых доходов в ВРП, % 13,6 12,4 12,2 13,2 13,5

    Оценивая долю изъятия в бюджет части ВВП (ВРП) по средствам налога на прибыль организаций можно отметить, что в целом по России значение варьируется от 2,8% до 3,5%, а по Краснодарскому краю значение ниже и варьируется от 2,3% до 3,2%, что объясняется агарной направленностью региона.

    Таким образом, налог на прибыль организаций можно отнести к бюджетаобразующим налогам регионального уровня, а также инструментом регулирующего воздействия на экономику через изменение уровня налогового изъятия (налогового бремени) со стороны как федеральных так и региональных органов власти посредствам изменения налоговой ставки или предоставлением налоговых льгот отдельным отраслям и сферам деятельности.

    Библиографический список

    1. Малкина М. Ю. Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступлений от налога на прибыль для регионов российской федерации / М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин // Финансы и кредит. – 2013. – №35 (563). – С. 21-29.
    2. Лыкова Л. Региональные проблемы налогообложения прибыли / Л. Лыкова // Федерализм. ˗ 2010. ˗ № 2. ˗ С. 85-100.
    3. Тюпакова Н.Н. Проблемы и перспективы формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований (на примере Кавказского района Краснодарского края) / Н.Н. Тюпакова, А.В. Ботвинко
    Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. ˗ 2017. ˗ С. 25-28.
    4. Тюпакова Н.Н. Налоговый механизм обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова //
    Актуальные проблемы теории и практики налогообложения: Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. В. Горшкова. – 2016. – С. 235-239.
    5. Тюпакова Н.Н. Налоговое бремя как индикатор эффективности налогового механизма / Н.Н. Тюпакова // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2011. – № 28. – С. 48-52.
    6. Тюпакова Н.Н. Оценка налогового механизма распределения добавленной стоимости как направление совершенствования налоговой системы России / Н.Н. Тюпакова // Налоги и финансовое право. – 2013. –№ 7. – С. 141-149.
    7. Тюпакова Н.Н. Методологические основы функционирования налогов как категории финансов / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова
    Дайджест-финансы. – 2007. – № 7. – С. 35-40.
    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «dosoln-gorod.ru» — Строительный портал - DosolnGorod