Художественное своеобразие поэзии афанасия фета. Художественное своеобразие поэзии афанасия фета Художественный мир фета и его особенности

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892) – поэт, переводчик. Первые стихи начал писать в юности. Впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 г.

Особенности поэзии:

-воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания

-функции пейзажа универсальны: это и просто зарисовки, и целостная картина мироздания, и крошечная деталь привычного мира

-мир полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не слышит

-трудно определить адресата стихов, в центре внимания сам лирический герой

Образы героя и героини у Фета начисто лишены будничности, приземленности, социально-бытовой определенности, они наполнены любовью, мелодичностью, особым тактом. Вся поэзия А. А. Фета наполнена мелодией, особым ритмом, тактом, его стих льется, как песня, которую хочется петь снова и снова. Относясь к поэтам “чистого” искусства, Фет большую часть своих произведений посвятил любви, природе и искусству. Тесное переплетение этих мотивов дает нам возможность почувствовать всю красоту, духовность, лиричность чувств влюбленного человека, человека, безумно любящего свою страну, природу, окружающий его мир. («Сияла ночь», «Учись у них»).

О «поэтической дерзости» Фета говорил Л.Толстой, которого приводила в восторг стихи Фета. Нельзя не почувствовать в его восклицании душевного волнения, вызванного поэтическим талантом Фета и знакомого каждому, кто хоть однажды соприкоснулся с фетовской музой. Источник лирической дерзости Фета, чистоты, искренности, свежести и неувядающей молодости его поэзии - в неугасающем и ярком пламени, которым наделила его всемогущая природа.

Импрессионизм означает впе­чатление, то есть изображение не предмета как та­кового, а того впечатления, которое этот предмет производит. Стремление Фета показать явление во всем мно­гообразии его переменчивых форм сближает поэта с импрессионизмом. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. При всей правдивости и конк­ретности описания природы прежде всего служат средством выражения лирического чувства.

Фет считал, что назначение поэта - "воплотить невоплощенное". Он понимал, что поэт видит то, что обычному человеку недоступно, видит так, как обычный человек без подсказки не может. Там, где первый видит траву, поэт созерцает бриллианты. Только поэт способен овеществить словами весну, осень, ветер, закат, надежду, веру, любовь.

Творчество А.А. Фета составляет разительный контраст с его биографией. В поэзии Афанасий Фет предстаёт поборником «чистого искусства»: достойным поэтического пера он считал только прекрасное, далёкое от повседневности; только такие темы, как красота природы, возвышенная любовь, высокое назначение творчества, по мнению поэта, должны быть предметом искусства. «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо кроме красоты» , - признавался Афанасий Афанасьевич. Наиболее полно эта позиция представлена в стихотворении «Муза», эпиграфом к которому автор взял строки А.С. Пушкина -«Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв,Мы рождены для вдохновенья,Для звуков сладких и молитв»:Пленительные сны лелея наяву,Своей Божественною властьюЯ к наслаждению высокому зовуИ к человеческому счастью.» Стихотворению «Муза» вторят строки другого произведения Фета:…Неизбежно,Страстно, нежноУповать,Без усилийС плеском крылийЗалетать -В мир стремлений,ПреклоненийИ молитв;Радость чуя,Не хочу я,Ваших битв.(31 декабря 1889 г.) Душа человека, особенно поэта, умеет почувствовать красоту, несмотря на тяготы и страдания, которые выпадают на его долю в повседневной жизни:…Пусть по воле рокаИстерзана, обижена глубоко,Душа порою в сон погружена;Но лишь краса душевная коснетсяУсталых глаз - бессмертная проснетсяИ звучно затрепещет, как струна. Как видим, красота, по мнению Фета, обладает преображающей силой. Красота, заключённая в искусстве, способна преображать мир, выражать невыразимое:Шепнуть о том, пред чем язык немеет,Усилить бой бестрепетных сердец -Вот чем певец лишь избранный владеет,Вот в чем его и признак и венец!(«Одним толчком согнать ладью живую…», 1887) Несмотря на горестное признание «Как беден наш язык!..» , поэт уверен в способности людей к взаимопониманию. Средством общения души с душой для Фета является не только слово, но и музыка. Отнюдь не случайно Фет подчёркивал, что поэзия и музыка «не только родственны, но нераздельны» . Из звуков, по мнению поэта, складывается музыка бесконечности («Сияла ночь», «Мелодии», «Шопен» и т.д.).Ещё одна мысль - о возможности гармонического слияния человека с природой - представлена в пейзажной лирике Фета:Ночь и я, мы оба дышим,Цветом липы воздух пьян,И, безмолвные, мы слышим,Что, струей своей колышим,Навевает нам фонтан. Символом духовного соединения с природой в поэзии Фета становится образ цветущего сердца:Целый день спят ночные цветы,Но лишь солнце за рощу зайдет,Раскрываются тихо листы,И я слышу, как сердце цветет. Природа не безразлична к жизни человека, она способна его понять, т.к. ей доступны те же переживания, что и лирическому герою: «овеяны яркими снами» , дремлют розы, «молятся» звезды, «изрыдалась» ледяными слезами осенняя ночь.В стихах о природе выражена вера в её беспредельные возможности («Одинокий дуб», «Пойду навстречу им знакомою тропою», «Учись у них - у дуба, у берёзы» и др.).Фетовский пейзаж символичен: времена года соотносятся с периодами человеческой жизни (осень - старость, весна - молодость).Фет стремился к изображению переходных состояний природы, его пейзаж динамичен и детализирован:Еще весны душистой негаК нам не успела низойти,Еще овраги полны снега,Еще зарей гремит телегаНа замороженном пути.Едва лишь в полдень солнце греет,Краснеет липа в высоте,Сквозя, березник чуть желтеет,И соловей ещё не смеетЗапеть в смородинном кусте.Но возрожденья весть живаяУж есть в пролётных журавлях,И, их глазами провожая,Стоит красавица степнаяС румянцем сизым на щеках.(1854) В стихотворениях Фета о природе мы находим целую гамму настроений: восторг и упоение красотой, счастье от ощущения полноты бытия и благодарность родному краю, осознание зыбкости, мимолётности красоты («Я пришёл к тебе с приветом…», «Это утро, радость эта», «Майская ночь» и др.). Центральные образы его пейзажной лирики - весна, ночь:Весна и ночь покрыли дол,Душа бежит во мрак бессонный,И внятно слышен ей глаголСтихийной жизни, отрешенной.И неземное бытиёСвой разговор ведет с душоюИ веет прямо на нееСвоею вечною струею...(«Весна и ночь покрыли дол…», 1856) С пейзажной лирикой А.А. Фета неразрывно связана тема любви . Любовная лирика Фета отличается эмоциональным богатством, в ней соседствуют радость и трагические ноты, чувство окрылённости и ощущение безысходности.Центром мира для лирического героя является возлюбленная. («Шёпот, робкое дыханье», «На заре ты её не буди», «Ещё люблю, ещё томлюсь…» и др.).Прототипом лирической героини Фета была дочь сербского помещика Мария Лазич. Память о трагически ушедшей возлюбленной Фет хранил всю жизнь. Она присутствует в его любовной лирике как прекрасный романтический образ-воспоминание, светлый «ангел кротости и грусти» .Лирическая героиня спасает поэта от житейской суеты («Как гений ты, нежданный, стройный, / С небес слетела мне светла, / Смирила ум мой беспокойный…» ). Возлюбленная пробуждает в лирическом герое прежние чувства, над которыми не властно время:Нет, я не изменил. До старости глубокойЯ тот же преданный, я раб твоей любви… Соединяют лирического героя с возлюбленной воспоминания, грёзы, музыка (известно, что Мария была талантливой пианисткой, её исключительную музыкальную одарённость отмечал Ференц Лист ):Какие-то носятся звукиИ льнут к моему изголовью.Полны они томной разлуки,Дрожат небывалой любовью.Образ возлюбленной лирический герой хранит в своём сердце, как святыню:В благословенный день, когда стремлюсь душоюВ блаженный мир любви, добра и красоты,Воспоминание выносит предо мноюНерукотворные черты.Пред тенью милою коленопреклоненный,В слезах молитвенных я сердцем оживу;И вновь затрепещу, тобою просветленный, -Но все тебя не назову.И тайной сладостной душа моя мятется;Когда ж окончится земное бытие,Мне ангел кротости и грусти отзоветсяНа имя нежное твое.(1857) Важной особенностью поэзии Фета является её импрессионизм , проявляющийся в умении «ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия…» (А.В. Дружинин ).Ещё одно качество лирики Фета - суггестивность («суггестивность - от лат. suggestio - внушение, намек - в поэзии активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдаленных тематических, образных, ритмичных, звуковых ассоциаций» (БЭС)). В качестве примера можно рассмотреть стихотворение «Певице», в котором звуки переданы через визуальные образы на основе ассоциативных связей:Уноси мое сердце в звенящую даль,Где как месяц за рощей печаль;В этих звуках на жаркие слезы твоикротко светит улыбка любви.О дитя! как легко средь незримых зыбейДоверяться мне песне твоей:Выше, выше плыву серебристым путем,Будто шаткая тень за крылом.Вдалеке замирает твой голос, горя,Словно за морем ночью заря, -И откуда-то вдруг, я понять не могу,Грянет звонкий прилив жемчугу.Уноси ж мое сердце в звенящую даль,Где кротка, как улыбка, печаль,И все выше помчусь серебристым путемЯ, как шаткая тень за крылом.(«Певице», 1857) Те образы, которые служат Фету для изображения «прекрасного» и «возвышенного», зачастую получают определение «крылатый»: «крылатый сон», «крылатый час», «крылатая песня», «крылатый слова звук» и т. п. Эпитеты в стихах Фета не столько описывают какой-либо объект, сколько передают состояние души лирического героя, его впечатления. Поэтому фетовская скрипка может быть «тающей» - таким эпитетом подчёркивается нежность звучания этого инструмента. «Характерные эпитеты Фета, такие как «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи», «вдовевшая лазурь», «травы в рыдании» и т.п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации» (Б.Я. Бухштаб ).Многие поэтические образы Фета символичны. Например, образ осыпавшейся розы символизирует ушедшую любовь:Давно в любви отрады мало;Без отзыва вздохи.Без радости слезы;Что было сладко - горько стало,Осыпались розы, рассеялись грезы.(1891) Фет активно использует цветовую символику: в отличие от человеческой жизни, природа, небесный мир окрашены яркими, радостными тонами: « Темно-синее небо / И в мелких и в крупных звездах», «Между ветвей небесный свод синеет », «Летний вечер тих и ясен ; / Посмотри, как дремлют ивы; / Запад неба бледно-красен , / И реки блестят извивы», «Клубятся тучи, млея в блеске алом», « Пурпурной полосой огня / Прозрачный озарен закат», «За мглой ветвей синеют неба своды» и др.Для Фета-художника свойственно стремление к ритмической индивидуализации поэтических произведений, что проявляется в разнообразии строфических форм:Ты прав. Одним воздушным очертаньемЯ так мила.Весь бархат мой с его живым миганьем- Лишь два крыла.(«Бабочка», 1884) Фет применяет приём стяжения трёхсложных размеров:Свеча нагорела. Портреты в тени.Сидишь прилежно и скромно ты.Старушке зевнулось. По окнам огниПрошли в те дальние комнаты.Никак комара не прогонишь ты прочь, -Поет и к свету всё просится.Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,Куда душа переносится.Подкрался, быть может, и смотрит в окно?Увидит мать - догадается;Нет, верно, у старого клена давноСтоит в тени, дожидается.(1862) Строфа, написанная трёхсложным размером, может завершаться одностопным и даже односложным стихом:Лесом мы шли по тропинке единственнойВ поздний и сумрачный час.Я посмотрел: запад с дрожью таинственнойГас.Что-то хотелось сказать на прощание, -Сердца не понял никто;Что же сказать про его обмирание?Что?Думы ли реют тревожно-несвязные,Плачет ли сердце в груди, -Скоро повысыплют звезды алмазные,Жди!(1858) Лирика Фета отличается оригинальностью рифмовки строк: он может рифмовать только нечётные строки («Но красой сияют вящей / Их роскошные одежды…/ Что б такой убор блестящий / Настоящему поэту!» ) или чередовать нерифмованные пары строк с рифмованными:Что ты, голубчик, задумчив сидишь ,Слышишь - не слышишь, глядишь - не глядишь ?Утро давно, а в глазах у тебя,Я посмотрю, и не день и не ночь.- Точно случилось жемчужную нить Подле меня тебе врозь уронить .Чудную песню я слышал во сне,Несколько слов до яву мне прожгло.Эти слова-то ищу я оп ять Все, как звучали они, подобр ать .Верно, ах, верно сказала б ты мне,В чем этот голос меня укорял.(1875) А.А. Фет - мастер звукописи:И с перел и вом серебр и стым,С лучом, просящ и мся во тьму,Лет и т твой голос к звездам ч и стым И втор и т сердцу моему.(«Ревель», 1855) Движение нежного женского голоса передаётся здесь с помощью аллитерации и ассонанса .Гармоническое звучание лирики Фета достигается и за счёт соответствия ритму стихотворения его синтаксиса:Как лилея глядится в нагорный ручей,Ты стояла над первою песней моей,И была ли при этом победа, и чья,У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?Ты душою младенческой всё поняла,Что? мне высказать тайная сила дала,И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить…(«Alter ego» 1878) Также для лирики Фета свойственны повторы как отдельных слов, так и целых четверостиший, что придаёт произведениям песенное, романсовое звучание . Не случайно почти все стихи Афанасия Фета были положены на музыку («На заре ты её не буди», «Тебя любить, обнять и плакать над тобою», «Я говорил при расставанье» и др.).Все эти приёмы придают удивительную музыкальность лирике Фета. Великий русский композитор П.И. Чайковский отмечал: «Скорее можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена… Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом» . Точность этой характеристики своего творчества Фет невольно подтверждает в одном из писем: «Меня из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих. Поэтому в истинных художественных произведениях я под содержанием разумею не нравоучение, наставление или вывод, а производимое ими впечатление» .Революционно настроенные поэты, подчеркивая свои расхождения с Фетом во взглядах на цели и роль искусства, всегда признавали его поэтический гений: «Человек, понимающий поэзию... ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнёт столько поэтического наслаждения» , - писал Некрасов Фету в 1856 г.

Противоречивость жизни и личности Фета, времени, в которое ему выпало жить, практически не отразилась в его лирике, гармоничной, по преимуществу светлой, жизнеутверждающей. Поэт сознательно стремился противопоставить собственным неудачам и испытаниям, прозе жизни, угнетающей человеческий дух, «чистый и свободный воздух поэзии».
Обращаясь в стихотворении «Поэтам» (1890) к собратьям по перу, Фет писал:
С торжищ житейских, бесцветных и душных,
Видеть так радостно тонкие краски,
В радугах ваших, прозрачно-воздушных,
Неба родного мне чудятся ласки.
Оригинальный взгляд на поэзию он формулировал так: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор». В этом высказывании выражена мысль об иррациональности поэзии. «Что не выразишь словами, звуком на душу навей», — вот задача поэта. Творчество Фета в соответствии с этой установкой чрезвычайно музыкально. Он, как правило, не стремится создавать картины, а говорит о своем впечатлении от увиденного, услышанного, осмысленного. Не случайно Фета называют предшественником импрессионизма (от франц. Impression — впечатление), направления, утвердившегося в искусстве рубежа XIX—XX вв.
Стихотворение «Майская ночь» (1870) показательно для уяснения творческой методологии Фета. Оно являет собой оригинальный сплав романтизма и реализма. Поэт, вроде бы, говорит о невозможности счастья «на суетной земле... в среде убогой», «оно — как дым», но идеал Фета все же реализуется в сугубо земной, хотя возвышенной и прекрасной любви, в столь же полных жизни, красок, запахов картинах природы. Социальное, житейское поэт последовательно противопоставляет иным проявлениям земного бытия, полным эстетического содержания.
Природа — не просто одна из тем лирики Фета, но важнейший источник поэтической образности большинства его стихотворений.
В стихотворении «Вечер» (1855) с удивительной тонкостью передан сам процесс перехода природы от дневного к ночному состоянию. Вся первая строфа составлена из безличных предложений, призванных выразить текучесть, переходность момента, движение, в котором находится мир:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Затем синтаксис становится более полным, как бы создавая впечатление ставших в вечернем свете более четкими контуров предметов.
Переходные, пограничные состояния природы особенно привлекают поэта. Они запечатлеваются как слепок тайных желаний человеческой души, стремящейся к возвышенному и любящей земное. В стихотворении «Заря прощается с землею...» (1858) этот человеческий аспект восприятия происходящего в мире выражен отчетливо. Позиция лирического героя обозначена уже в первой строфе:
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Именно ему принадлежат восхищенные восклицания двух последующих четверостиший, он размышляет о том, что деревья, стремящиеся в небо вслед за уходящими солнечными лучами:
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
...Как душа человека — в этом убеждает одухотворенная картина вечернего леса, созданная поэтом.
Фет не акцентирует связь человека с природой, она проявляется как естественное качество изображаемой жизни, героев. В этом, кроме проанализированных выше, убеждает и стихотворение «Еще весны душистой нега» (1854). Полные снега овраги, гремящая по утренней морозной земле телега, пролетающие вестниками весны птицы, «красавица степная с румянцем сизым на щеках» изображены как естественные части общей картины жизни, ждущей очередного и вечно нового прихода весны.
Синтаксическая «крайность» характеризует и строй стихотворений «Это утро, радость эта...» (1881), «Шепот, робкое дыханье...» (1850). Здесь поэт вовсе отказывается от глаголов. При этом стихотворения наполнены событиями жизнью, движением. В пейзажном стихотворении «Это утро, радость эта...» перечисление, нагнетание примет весны может показаться «голым», безоценочным: «Эти горы, эти долы, эти мошки, эти пчелы, этот зык и свист». Но все перечисляемое окрашено в совершенно определенные тона первой строкой, как первым лучом утреннего весеннего солнца. И повторяющееся 23 раза в разных вариантах местоимение — «это», «эта», «этот», «эти» — как бы связывает разрозненные кусочки бытия в единую живую и движущуюся картину Каждый повтор — как вдох и выдох восторга перед открывающейся красотой преображенной весенней природы.
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» при отсутствии сказуемых поэт создает последовательный рассказ о любовном свидании, вечерней встрече (первая строфа), дивной ночи, проведенной любящими наедине (вторая строфа), расставанье на утренней заре (третья строфа). Природа дает поэту краски для создания картины полной неги и в то же время целомудренной любви. Прием психологического параллелизма использован здесь поэтом с высшим мастерством. Любовь в изображении Фета драгоценна каждым своим мигом, даже слезы расставания — одно из проявлений счастья, переполняющего любящих и выплеснувшегося в финальной строке:
И заря, заря!
Стихотворения «На заре ты ее не буди», «Я пришел к тебе с приветом...» также являются классическими образцами любовной лирики Фета. Впрочем, как всегда у Фета, можно говорить лишь о доминирующей в произведении теме, но ее развитие включает в орбиту художественного изображения иные темы, мотивы, образный мир расширяется, стремясь охватить бытие в целом.
В «Я пришел к тебе с приветом...» (1843) лирический герой стремится приобщить любимую к тому миру, который любит, которому органически принадлежит. В первых двух строфах он является ей, как вестник вечно радостного, прекрасного, обновляющегося с каждым новым днем мира живой природы. И как органичная ее часть, естественное продолжение должны восприниматься любовь, песня, о которых идет речь дальше.
Характерной особенностью картин Фета является обобщенность, частое отсутствие конкретики, индивидуального лика того, о чем идет речь. Излюбленные им образы — солнце, луна, свет, лес, воздух, день, вечер, утро, ночь — едины для всех. И в этом стихотворении речь идет о лесе, листьях, ветках, птицах вообще. Каждый читатель имеет возможность наполнить образы, воплощенные поэтом в индивидуально-неповторимой стихотворной форме, собственным зрительным, звуковым, чувственным содержанием, конкретизировать их в своем воображении за счет знакомых, дорогих и близких только ему картин, деталей.
То же можно сказать и о возлюбленной, к которой обращается лирический герой. Очевидно, что ему нет необходимости рисовать ее индивидуализированный портрет, говорить о каких-то личностных психологических качествах, потому что он ее знает, да к тому же и любит, и эта любовь делает прекрасным все окружающее. Читатель через собственный жизненный опыт может прикоснуться к доступному для всех, хрупкому и прекрасному чувству, которое так эмоционально вылилось в восклицаниях лирического героя стихотворения. Предельная обобщенность сочетается у Фета с удивительной интимностью переживания.
Так же естественно, как светит солнце, непреднамеренно, как приходит любовь, рождается и поэзия, песня, о которой идет речь в заключительной строфе стихотворения. И неважно, о чем она будет. Радость, счастье, «веселье», доступные каждому, явятся в ней — это важнее. Красота природы, любви, поэзии, жизни воплощается в этом стихотворении Фета в неразрывном и естественном единстве.
Лирика А.А.Фета по праву считается одним из наиболее ярких и оригинальных явлений русской поэзии. Она серьезно повлияла на развитие поэтов последующих десятилетий, и главное, позволяет новым поколениям читателей приобщиться к миру непреходящей красоты человеческих чувств, природы, тайной власти загадочного и прекрасного музыкального слова.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

– познакомить учащихся с особенностями поэтического мира А.А.Фета;
– углубить знания о средствах художественной выразительности; подготовить лицеистов к ЕГЭ по литературе (через анализ поэтического текста) и русскому языку (задание В8 – анализ средств художественной выразительности);
– научить старшеклассников

  • понимать образную природу словесного искусства,
  • воспроизводить текст (через декламацию),
  • анализировать и интерпретировать поэтические произведения,
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному,
  • сопоставлять поэтические тексты;

– сформировать личностное отношение к высказываниям критиков, писателей, композиторов об особенностях поэтической манеры Афанасия Фета,
– воспитать у старшеклассников высокий художественный вкус, привить любовь к русской классической поэзии.

Особенность данного урока – оригинальная подача материала через презентацию (слайд фильм: кадры 1–29) , а также предложенные для интерпретации цитаты известных писателей, композиторов, критиков, современных исследователей о творчестве А.А.Фета. Все желающие получили индивидуальные карточки с цитатами и вопросами по теме урока, заранее были ознакомлены с “готовым” слайдом или составили собственный вариант, который использовали для иллюстрации ответа. Музыкальное сопровождение к стихотворному тексту ученики подбирали самостоятельно.

План урока.

1. Организационный момент. Знакомство с темой, целями и задачами урока (Слайд 1)

2. Слово учителя. Все в жизни и судьбе Фета таинственно, загадочно, необъяснимо, парадоксально. Вот несколько пунктов, требующих “разгадки”:

– тайна рождения (точная дата неизвестна):

  • 29 ноября?
  • или 2 октября?
  • или 29 октября?
  • или 23 ноября? 1820 г.?

– загадка происхождения (кто отец):

  • Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фет?
  • Афанасий Шеншин?

– трагическая гибель любимой (почему сгорела Мария Лазич? – версии),
– куда делась буква “е” из фамилии Фет? (информация о первой публикации стихов А.Фета)

почему в студенческие годы Фет получил прозвище героя романа Н.Полевого “Абадонна” (герой-поэт Рейхенбах говорил: “Никогда не находил я в мире согласия и мира между жизнью и поэзиею”).

Ответы, думаю, мы найдем, обсуждая и анализируя индивидуальные домашние задания.

3. Выступления обучающихся по предложенным вопросам (Слайды 1, 2, 3)

3.1. Е.Винокуров : “Его поэзия – это всегда преодоление на минуту земного притяжения, это всегда взлет, рывок, попытка подняться и заглянуть куда-то”. Такова фетовская Вселенная красоты.

Декламация стихотворения с последующим анализом текста (Слайд 4) .

Вывод. “Я пришел к тебе с приветом…” – визитная поэтическая карточка А.Фета, так как в полной мере дает нам представление о взглядах лирика на жизнь (через эмоции, тончайшие изменения души, любовные призывы), на призвание поэта (процесс рождения стиха-песни).

3.2. В.Баевский: “Строго выдержано соответствие между миром природы и миром человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием”. О каком стихотворении идет речь? Как Фету удается добиться такого эффекта?

Индивидуальное домашнее задание: ответ учащегося по карточке № 1

Карточка № 1. Писатели и читатели разделились на поклонников и противников поэта. Лев Толстой: "И откуда у этого... офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?”. Салтыков-Щедрин видел поэтический мир Фета "тесным, однообразным и ограниченным". Каково ваше мнение по данному поводу? Обоснуйте его.

Чтение, морфологический и синтаксический анализ стихотворения “Шепот, робкое дыханье…” (Слайд 5)

Вывод. Весь текст представлен одним предложением; при кажущейся “безглагольности” читатель наблюдает развитие действия. Снова присутствуют 3 поэтических предмета, образующих фетовскую Вселенную красоты (Слайд3). Понятию “разум” противостоит мир чувств, эмоций, переживаний. Это новое и необычное мы называем импрессионизмом поэтики Фета. Возможно, именно отсюда непонимание лирики Афанасия Фета некоторыми критиками, писателями и поэтами. “Шепот, робкое дыханье…” – символ поэзии А.Фета.

3.3. Е.Винокуров: “Он стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создавали настроение, как картины импрессионистов. Основной прием – психологический параллелизм. Настроение человека всегда созвучно с состоянием природы”. Индивидуальное домашнее задание: чтение и синтаксический анализ ст. “Это утро, радость эта”. Слайд 7

3.4. Индивидуальные домашние задания: декламация стихотворений “Ель рукавом мне тропинку завесила…” , “Вечер”, “Заря прощается с землею…” и др. по выбору учащихся, музыкальная иллюстрация поэтических текстов, создание Слайдов 8, 10, 11.

Вывод. Природа – постоянный источник вдохновения, вместилище фетовской Вселенной красоты.

3.5. Музыкальность – основная особенность лирики, о чем свидетельствует музыкальный фон, созданный вами к лирическим миниатюрам Афанасия Афанасьевича. Фет считает: “Поэзия и музыка не только родственны, но нераздельны. Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно – в сущности – музыкальные произведения – песни”.

Карточка № 2. П. И. Чайковский: "Фет есть явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными или иностранными поэтами…Скорее можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена “…” Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант”. Приведите примеры “музыкальности” поэзии Фета.

Декламация стихотворений под музыку.

Карточка № 3. Фет признавался: “Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор”. Попробуйте подтвердить или опровергнуть данные слова поэта с помощью его же стихотворных строк. Индивидуальное домашнее задание.

4. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (элемент интегрирования гуманитарных дисциплин) Часть В, задание № 8 (анализ средств художественной выразительности в текстах А.А.Фета).

Валерий Брюсов призывал: “Верь в звук слов: // Смысл тайн в них”. (Слайды 15, 16) . В статье Я.Белинского “Пчела Фета” читаем: “Она вылетела из улья более столетия назад. Великие события произошли в мире за это время “…” Но также явственно слышим мы и сейчас золотое жужжание этой вечно живой пчелы”. Какие художественные средства помогли Фету добиться такого эффекта? Какие “звуковые тайны” вы сумели разгадать, прочитав и проанализировав стихотворение А.А.Фета “Пчела”?

4.1. Задание для всего класса: фонетический анализ текста.

Вывод. Звуковая организация стихотворения “Пчела” помогает автору найти особенное художественное выражение; звукопись в тексте не просто “украшение”, а “пучок смыслов”, способ передачи чувств и эмоций.

4.2. Любовь как поединок роковой. Фонограмма (минусовка “На заре ты ее не буди…”, романс исполняет ученица). Слайды 17, 18.

Е.Винокуров: “Жизненная драма изнутри, как подземный ключ, питала его лирику”. Отрывок из презентации “Письма – окна в поэтические души” (Ученица, подготовившая презентацию, рассказывает о Марии Лазич – трагической любви Фета. Музыкальное сопровождение: К.Дебюсси “Отражение в воде”).

4.3. Подготовка к ЕГЭ. Часть В. задание № 8 (анализ средств художественной выразительности в тексте, продолжение работы).

Карточка № 4 Фет писал: "Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит". А что удалось “увидеть” вам в стихотворении Афанасия Фета “Ива”? Слайды 19, 20

Исследование “скрытых” возможностей стиха Фета. Слайд 21.

5. Особенности поэтического мира Фета. Стихи как Божественный дар. Слайд 22.

“Как беден наш язык! // Хочу и не могу – // Не передать того ни другу, ни врагу, // Что буйствует в груди прозрачною волною…” – признается Афанасий Фет. Что же делать в этом случае поэту? Он обращается за помощью к небесам… И вдруг душа начинает “говорить” за поэта!

5.1. Чтение стихотворения “Ave Maria”.

Душа поэта, услышав Божественные звуки, переносит их на бумагу – так рождаются поистине гениальные строки.

5.2.Задание: звуковое исследование, изучение ритмического рисунка фетовского текста (ст. “Ave Maria”). Слайды 22, 23, 24.

Вывод. “Шепот” Фета звучит тоньше и проникновеннее, чем обычная речь, а значит, воспринимается острее, уловить Божественные переливы сможет только чуткое читательское ухо. Эту особенность фетовской поэтики замечает критик Ю.Айхенвальд. В статье “Фет” он называет лирика “шепотом русской поэзии”

5.3. Фонограмма “Францисканские монахи” и чтение стихотворения А.Фета “Не тем Господь могуч, непостижим…” . Слайды 25, 26.

Вывод. Величественно и монументально звучит стихотворение, потому что именно Божественный огонь горит в душе Поэта с большой буквы.

6. Подведение итогов . Заслушиваю ответы обучающихся на вопрос: в чем своеобразие лирики Фета?

Вывод. Афанасий Афанасьевич Фет имел необычное, даже оригинальное поэтическое кредо: “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик” . Вера в Бога и Любовь ко всему, что подарил Господь планете Земля, – вот те крылья Вдохновения, которые помогают Афанасию Фету воспарить над повседневной суетой, отвлечься от обыденности, увидеть красоту мира и передать свои впечатления от неповторимых и ярких мгновений нам, потомкам, через года, столетия, время…

Таков он, наш поэт-земляк, сотканный из парадоксов и противоречий, но подаривший миру чистое, особенное и, возможно, поэтому такое парадоксально прекрасное искусство!

7. Рефлексия. Слайд 27.

Домашнее задание. Письменный анализ поэтического текста А.А.Фета (по выбору обучающихся).

Дополнительная информация. В презентации использованы фотоматериалы из Интернет-ресурса. Благодарю всех авторов фотоснимков за данные материалы.

Билет 11.

Формула "Фет – поэт чистого искусства" настолько прочно вошла в ценностный обиход советского литературного обывателя, настолько прочно укоренилась в школьных и вузовских учебниках по русской литературе, что понадобились напряженные усилия литературоведов, чтобы вытравить из этого штампа идеологический оценочный смысл, заложенный в него еще революционно-демократической критикой рубежа 1850–1860-х годов, и представить художественный мир этой поэзии в его подлинном виде.

Между тем есть все основания полагать, что Фет явился создателем своей, вполне оригинальной эстетической системы. Эта система опирается на совершенно определенную традицию романтической поэзии и находит подкрепление не только в статьях поэта, но и в так называемых стихотворных манифестах, и прежде всего тех, которые развивают крут мотивов, восходящих к течению "суггестивной" поэзии ("поэзии намеков"). Среди этих мотивов пальма первенства, несомненно, принадлежит мотиву "невыразимого". Невыразимое – это лишь тема поэзии Фета, но никак не свойство ее стиля. Стиль же направлен, в первую очередь, как раз на то, чтобы как можно рациональнее и конкретнее, в ясных и отчетливых деталях обстановки, портрета, пейзажа и т. п. запечатлеть это "невыразимое". В программной статье "О стихотворениях Ф. Тютчева" (1859) Фет специально заостряет вопрос о поэтической зоркости художника слова. Поэту недостаточно бессознательно находиться под обаянием чувства красоты окружающего мира. "Пока глаз его не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих форм, – он еще не поэт". "Чем эта зоркость отрешеннее, объективнее (сильнее), даже при самой своей субъективности, тем сильнее поэт и тем веко-вечнее его создания". Соответственно, "чем дальше поэт отодвинет от себя" свои чувства, "тем чище выступит его идеал", и, наоборот, "чем сильнее самое чувство будет разъедать созерцательную силу, тем слабее, смутнее идеал и бренней его выражение". Вот эта способность объективировать свои переживания прекрасного, слить их без остатка с материально насыщенной средой и позволяет с известной долей условности определить творческий метод Фета как "эстетический реализм".

Определяя предмет поэзии в статье "О стихотворениях Ф. Тютчева", Фет настаивал на его избирательности: поэзия есть не копирование предметов действительности, а их преображение. И такой основной преображающей силой жизни и выступает, согласно Фету, красота. Красота в художественном мире Фета представляет собой первооснову мироздания, является категорией онтологической, а не эстетической, что опять-таки не позволяет говорить о "воинствующем эстетизме" Фета.

Эти особенности художественного мира уже вполне определились в двух первых поэтических сборниках Фета – "Лирическом пантеоне" (1840) и "Стихотворениях" (1850). Еще более рельефно они стали заметны в итоговом собрании стихотворений 1856 г., подготовленном Фетом при непосредственном редакторском участии И. С. Тургенева.

В художественном мире Фета искусство, любовь, природа, философия, Бог – все это разные проявления одной и той же творческой силы – красоты. Вот почему лирика Фета сложнее, чем у какого-либо другого поэта, поддается тематической классификации на пейзажную, любовную, философскую и т. п. Тематической определенностью она не обладает. Эмоциональное состояние лирического "я" стихотворений Фета тоже не имеет ни четкой внешней (социальной, культурно-бытовой), ни внутренней биографии и вряд ли может быть обозначено привычным термином лирический герой. Выдающийся знаток поэзии Фета, создатель его первой научной биографии Б. Я. Бухштаб точно замечал: "Мы можем сказать о субъекте стихов Фета, что это человек, страстно любящий природу и искусство, наблюдательный, умеющий находить красоту в обыденных проявлениях жизни и т. п., но дать более конкретную – психологическую, биографическую, социальную – характеристику его мы не можем".

Особо следует сказать о роли метафоры и эпитета в создании импрессионистической образности лирики Фета. В этих поэтических тропам необычайно отчетливо отразилось стремление Фета к синтетическому, целостному восприятию мира – не одним, а словно сразу несколькими органами чувств. В результате эмоция выглядит нерасчлененной, совмещающей несовместимые состояния психики: "душистый холод веет" (запах и температура); "ласки твои я расслушать хочу" (осязание и слух); "вдалеке замирает твой голос, горя…" (звук и температура); "чую звезды над собой" (осязание и зрение); "и я слышу, как сердце цветет" (слуховые и цветовые ощущения). Столь же необычны олицетворения Фета, в которых человеческие качества и свойства могут приписываться таким предметам и явлениям, как воздух, растения, цвет, сердце, например: "устал и цвет небес"; "овдовевшая лазурь"; "травы в рыдании"; "румяное сердце" и др.

Фет настаивал на происхождении лирики от музыки – "языка богов". Помимо поэтических деклараций, подчас весьма эффектных ("Что не выскажешь словами – // Звуком на душу навей"), этот принцип нашел воплощение в изощренной интонационной организации стихотворений. К ней относятся:

Прихотливая рифмовка с. неожиданным сочетанием длинных и коротких, часто одностопных, стихов (самые яркие примеры: "Напрасно! // Куда ни взгляну я…", 1852; "На лодке", 1856; "Лесом мы шли по тропинке единственной…", 1858; "Сны и тени…", 1859 и мн. др.);

Эксперименты с новыми размерами (например, стихотворение "Свеча нагорела. Портреты в тени…", 1862; в котором в четных стихах появляется тонический размер – дольник);

Звуковая инструментовка стиха ("Нас в лодке как в люльке несло", "Без клятв и клеветы", "Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом" и др.). Тургенев полушутливо-полусерьезно ждал от Фета стихотворения, в котором финальные строки надо будет передавать безмолвным шевелением губ.

Лирика Фета столь же "импрессионистична", сколь и удивительно пластична в своей зримой вещественности и конкретности. Взять, к примеру, фетовский пейзаж. Давно замечено, что он часто напоминает наблюдения фенолога. Поэт любит изображать времена года не просто в устойчивых приметах, а в переменных климатических сроках и периодах. Изображая позднюю осень, Фет отметит и осыпавшиеся розы, и отцветший горошек, и покрасневшие с краев кленовые листья, и "однообразный свист снегиря", и "писк насмешливой синицы" ("Старый парк", 1853?). Столь же колоритны признаки дождливого лета: слегшие на полях травы, невызревшие колосья, ненужная, забытая в углу коса, унылый петуший крик, предвещающий скорую непогоду, "праздное житье"… ("Дождливое лето", конец 1850-х годов).

Во многих, даже самых "импрессионистических" стихотворениях мгновенные впечатления, оставаясь по содержанию таковыми, воплощаются, однако, в наглядно-зримую образную форму. В том же "Я жду… Соловьиное эхо" взгляд поэта "хватает на лету и закрепляет вдруг" и вид растений ("тмин"), на которых "горят светляки", и точный цвет ("темно-синее") лунного неба, и направление ветра ("вот повеяло с юга"), и сторону, куда "покатилась" звезда ("на запад"). Таким образом, "неясность" у Фета по природе своей вполне реалистическая. Поэт не тонет в многозначности своих ощущений, не растворяется в них без остатка, а дает им выразительную словесную форму, целомудренно останавливаясь на пороге невыразимости.

Начиная с 1860-х годов идея гармонии человека и природы постепенно утрачивает свое первостепенное значение в поэзии Фета. Ее художественный мир приобретает трагические очертания. В 1882 г. выходит сборник "Вечерние огни", который является визитной карточкой поздней поэзии Фета и одновременно художественной вершиной его творчества в целом. Поздняя лирика, трагичная в своей основе, сохраняет с предшествующим этапом несомненную преемственность. Вместе с тем она обладает рядом отличительных признаков. Гармония природы теперь лишь острее напоминает поэту о несовершенстве и эфемерности человеческой жизни. Человек в поздней лирике Фета томится разгадкой высших тайн бытия – жизни и смерти, любви и страдания, "духа" и "тела", высшего и человеческого разума. Он сознает себя заложником "злой воли" бытия: вечно жаждет жизни и сомневается в ее ценности, вечно страшится смерти и верит в ее целительность и необходимость. Образ лирического "я" приобретает некоторую обобщенность и монументальность. Закономерно изменяется пространственно-временная характеристика поэтического мира. От цветов и трав, деревьев и птиц, луны и звезд духовный взор лирического "я" все чаще обращается к вечности, к просторам Вселенной. В ряде стихотворений его движение становится спокойней, отрешеннее, оно устремлено в бесконечность. Космическая образность, безусловно, сближает позднюю лирику Фета с художественным миром поэзии Тютчева. В стиле автора "Вечерних огней" нарастает удельный вес ораторского, декламационного начала. Напевную интонацию стихов 1850-х годов сменяют риторические вопросы, восклицания, обращения. Они нередко отмечают вехи в развертывании композиции, подчиненной строго логическому принципу (например, "Ничтожество"). Впрочем, одной из действенных сил, помогающих лирическому герою поздней лирики Фета преодолеть смерть, является любовь. Именно она дарует герою воскресение и новую жизнь. Евангельские мотивы и образы проникают в любовный цикл. "Свет" любви уподобляется божественному свету, который, не побеждая "мрака", как известно, и во тьме светит.

Поэзия А. А. Фета – высший взлет и одновременно завершение классической традиции романтической поэзии XIX в. в России. По сути, она исчерпала возможности той линии "психологического" романтизма в лирике, родоначальником которой принято считать В. А. Жуковского. В лице Фета эта лирика впитала в себя все лучшие завоевания романтической школы, значительно обогатив и трансформировав их достижениями русской реалистической прозы середины XIX в., в том числе и очерково-документальной прозы "натуральной школы". Одновременно поэзия Фета подготовила будущее возникновение и развитие символизма в русской поэзии рубежа веков. Несмотря на всю неоднозначность восприятия поэзии Фета идейными вождями русского символизма (например, Д. С. Мережковским), для многих зачинателей движения, таких как В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, лирика Фета во многих отношениях оставалась предтечей "великой области отвлечений, области мировой символизации сущего", которая и составила главное художественное открытие "новой поэзии" XX в.

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу. <1884>

Сны и тени,

Сновиденья,

В сумрак трепетно манящие,

Все ступени

Усыпленья

Легким роем преходящие,

Не мешайте

Мне спускаться

К переходу сокровенному,

Дайте, дайте

Мне умчаться

С вами к свету отдаленному.

Только минем

Сумрак свода,-

Тени станем мы прозрачные

И покинем

Там у входа

Покрывала наши мрачные. 1859


Похожая информация.


Методическая разработка открытого урока

по дисциплине

«Литература»

Специальность 44.01.02 Преподавание в начальных классах

Тема учебного занятия:

«Художественный мир А.А.Фета»

Составитель: Жданова Татьяна Викторовна,

преподаватель филологических дисциплин

Курск – 2015

Тема : «Художественный мир А.А.Фета»

Тип урока: комбинированный.

Целевая аудитория : студенты 1 курса дошкольного образования.

Методическая цель: использование технологии проблемный диалог и «диалог искусств» в рамках реализации ФГОС СПО.

Цель урока: познакомить с особенностями художественного мира поэта, выявить черты импрессионизма в творчестве А.А. Фета

Задачи урока:

Образовательные: изучение творчества А.А.Фета на основе исследования особенностей художественного мира поэта, рассмотрение произведений в ключе принципов импрессионизма, выявление особенностей художников-импрессионистов, сопоставление основных черт импрессионизма в поэзии и живописи.

Развивающие: развить навыки самостоятельной работы с художественным текстом, умение анализировать произведения, способность рассуждать на сложные темы; вырабатывать навыки самоконтроля, самооценивания.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес учащихся к культурному наследию своей страны и мировому наследию, мотивацию к изучению русской поэзии; воспитывать уважение к мнению других и умение слушать.

Продолжительность урока: 45 минут.

Технология: технология проблемный диалог и «диалог искусств».

Методы и приёмы обучения:

Исследовательский метод;

Словесные (учебный диалог);

Наглядные;

Практические.

Формирование организации деятельности на уроке:

Индивидуальная;

В группах;

Учебно-методическое оснащение и обеспечение:

Стихи А.А.Фета; Г.Л.Ачкасова «Изучение творчества Фета в школе», М.Гаспаров «О русской поэзии».

Техническое: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Дидактический материал: рабочие листы для студентов, содержащие учебные задания.

Подготовительная работа:

Создание компьютерной презентации к уроку;

Подготовка развёрнутого конспекта к уроку;

Подготовка раздаточного материала.

КОНСПЕКТ УРОКА

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕН

ТОВ

Создать настроение

для урока

1 мин.

Слушаем стихотворение А.А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом»; звучит музыка

Г. Свиридова (читает Яков Смоленский).

Актуализация знаний

2 мин.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством А.А.Фета, одного из самых загадочных поэтов 19 века, и я хочу обратить ваше внимание к некоторым цитатам самого поэта, его и наших современников:

« Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой в ещи, вызвавшей это впечатление», « У каждого предмета тысяча сторон..., но в том-то и дело, что художнику дорога только одна сторона предметов: их красота » (А.А.Фет).

"Особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью" (поэт и критик А.Григорьев).

« Уменье ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия - вот что составляет содержание поэзии Фета» (критик А.В.Дружинин).

«Мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие, такие, можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах, и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя" (критик В.П.Боткин).

«Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант» (П. И. Чайковский).

«Природа создала этого поэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять (современный литературовед Л.Озеров).

Определение темы урока, постановка учебных задач

Наш урок можно определить как урок-поиск.

Какова тема нашего урока?

Особенности художественного мира Фета.

На какие вопросы мы должны ответить на сегодняшнем уроке? (Почему Фет рассматривается критиками как особый, неповторимый поэт?

Какова, с его точки зрения, цель поэзии?

Почему исследователи творчества поэта так часто обращаются к понятию «впечатление»?

Как разгадать хотя бы некоторые тайны его творчества?

Почему с его творчеством связывается понятие «музыкальность»?

Можно ли поэта отнести к какому-либо направлению, существующему в искусстве?)

Определяют тему урока.

Постановка проблемы.

Что даёт нам основание говорить об уникальности художественного мира А.А.Фета?

Изучение поэзии Фета.

    «Я пришел к тебе с приветом...»

Каково настроение стихотворения?

Что делает его столь эмоциональным, какие приёмы, художественные средства? (Мы видим, что один из признаков поэзии Фета - эмоциональность , которая достигается за счёт использования повторов, ярких метафор, ассонанса, психологического

параллелизма).

    «Только в мире и есть…» ,

Одно из самых парадоксальных стихотворений, по словам академика М.Гаспарова. Парадокс его в том, что с виду оно очень простое, а «по композиции пространства и чувства – самое прихотливое». (Мы видим, что ещё один признак поэзии Фета - передача впечатления , которое он выносит из жизни).

    «Облаком волнистым…»

1)Можно ли назвать это стихотворение ясным и логичным? Почему?

2)Что делает его таким? Какие слова, словосочетания?

3)Что вы поняли, почувствовали в этом стихотворении, а что осталось загадкой?

(Т.О., ассоциативность – также одна из важных черт поэзии Фета).

Читают и анализируют стихотворение. Отвечают на поставленные вопросы.

Знакомство с творчеством импрессионистов, выделение основных особенностей их творчества.

Просмотр презентации по творчеству импрессионистов. Художники Клод Моне, Ренуар, Сислей; звучит музыка композитора- импрессиониста Клода Дебюсси.

Выделяем особенности их творчества,

как изображено (яркие насыщенные краски, техника отдельного штриха, мазка) и что изображено (изменчивые неуловимые впечатления, настроение, единство человека и природы).

Для них характерны сверхэмоциональность, размытость, выразительность, их цель – передать впечатление от увиденного.

Сопоставляем с выделенными уже нами особенностями поэзии Фета (эмоциональность, ассоциативность, передача впечатления).

Смотрят презента

цию, выделяют особен

ности творчеств художни

ков импрессионистов.

Первичное закрепление знаний.

Стихотворение «ВЕЧЕР» (Читаем, анализируем, опираясь на предыдущие находки в поэзии Фета и предыдущее сопоставление.

Отвечаем на вопросы:

1)какую картину или картины вы видите?

2)несёт ли это стихотворение загадки?

3)о чём идёт речь в первой строфе?

4)как вы понимаете фразу «вздохи дня есть в дыханье ночном»?

Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы.

Проверка домашнего

задания в подгруппах

Слушаем небольшие исследования, выполненные дома в группах по темам:

1) образы света, цвета и темноты в стихотворении «Вечер»;

2) звуки в стихотворении;

3)смысл названия стихотворения, мир лирического героя.

Смотрим презентацию к этому стихотворению, обсуждаем.

Слушают сообще

Слушаем стихотворение «Устало все кругом: устал и цвет небес…», анализируем:

1)как вы думаете, почему поэт Полонский назвал фразу «устал и цвет небес» дерзостью?

2) за счёт чего достигается особая напевность в стихотворении?

1)определяем настроение, доказываем;

2)определяем, какова роль повтора в стихотворении;

3)работаем над звукописью (ассонанс, аллитерация).

Слушают анализируют

Докажите, что в стихотворении «Устало всё кругом» проявляются черты импрессионизма. Создайте презентацию к этому стихотворению.

Записывают домашнее задание

Рефлексия, контроль и оценка

Какие открытия вы сделали для себя на уроке?

Каковы особенности поэзии А.Фета?

Оценивают, отвечают на вопросы

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «dosoln-gorod.ru» — Строительный портал - DosolnGorod