Обломов проблема воспитания. Штольц и Обломов: взаимоотношения (по роману "Обломов") Роль воспитания в жизни человека обломов

Дата добавления: 24 Сентября 2013 в 11:57
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: сочинение

Скачать в ZIP архиве (25.44 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

эссе,обломов.docx

- 28.69 Кб

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЭССЕ
ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

НА ТЕМУ « Проблема воспитания в романе И.А. Гончарова «Обломов»: опека как тактика воспитания в семье Обломовых»

Выполнила

Студентка группы ГУС-21(2 курс)

Студенческий билет №1032100990

У.П. Чугианова

Москва, 2013

Введение...................... .............................. .............................. .........................стр.3

Тактики воспитания в семье....................... .............................. .................стр. 4-5

Влияние опеки как тактики воспитания на формирование личности И.И.Обломова.................. .............................. .............................. ................стр. 6-7

Заключение.................... .............................. .............................. ......................стр.8

Список использованной литературы.................... .............................. .............................. .....................стр.9

Введение.

Тема воспитания всегда была, есть и будет актуальной как для каждого человека в отдельности (когда-нибудь мы все обзаведемся семьей и детьми), так и для всего общества и института семьи в целом. Известно, что воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни. Естественно, исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка играет семья. Для любого ребенка, именно родители самые нужные и дорогие люди, без которых он просто пропадет в этом сложном мире.

Родительское отношение - один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. 1 С самого рождения ребенок развивается как социальное существо и во взаимоотношениях с родителями овладевает правилами поведения, навыками общения, а также приобщается к человеческой культуре. Семья – это первый микромир для ребенка. Именно в ней складываются первые представления о мире, справедливости и несправедливости, добре и зле, ответственности и долге. Постоянное и естественное воздействие семьи на ребенка формирует его черты характера, взгляды, убеждения и, конечно, мировоззрение. У семейного воспитания есть определенная специфика, отличающая его от общественного воспитания. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Как правило, изначально семья основывается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Именно чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка всю его жизнь.

Тактики воспитания в семье.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, в которую входит и постановка целей воспитания, формулировка его задач, а также использования методов и приемов воспитания, учет того, что дозволено допустить в отношении ребенка, а что – нет.

В педагогике выделяют 4 тактики воспитания в семье: диктат, «невмешательство», сотрудничество и опека. Поговорим о каждом типе отдельно.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. 2 Конечно, родители могут предъявлять требования к своему ребенку в соответствии с целями воспитания, нормами морали и конкретными ситуациями, в которых родителям приходится принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако есть те, которые всем видам воздействия на ребенка предпочитают приказ и насилие, что естественно вызывает у ребенка сопротивление: он отвечает на принуждение и угрозы лицемерием, вспышками грубости, обманом, а иногда даже откровенной ненавистью. И даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним ломаются и многие ценные качества личности, такие как чувство собственного достоинства, самостоятельность, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Чрезмерная строгость родителей, игнорирование мнений и интересов ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении к нему относящихся вопросов - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

Тактика «невмешательства» порождает в семье такие взаимоотношения, которые основываются на признании возможности и целесообразности независимого существования детей от взрослых. Суть в том, что могут сосуществовать два мира: мир взрослых и детей, и ни тем, ни другим не следует переходить границу, намеченную между ними. В основе этого типа взаимоотношений, как правило, лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество предполагает опосредованность в семье межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно таким образом пресекается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. 3

Опека в семье предполагает систему отношений, при которых родители, удовлетворяя все потребности ребенка, ограждают его от всех забот, трудностей, проблем, принимая все это на себя. По сути, родители блокируют процесс активного формирования личности. Также они обычно отстранены от решения вопросов, касающихся лично их, и уж тем более, общих проблем семьи. Такие дети, как правило, оказываются неприспособленны к жизни в обществе и не готовы к столкновению с реальностью, что за порогом дома. И если диктат предполагает приказ, жесткий контроль, авторитаризм и насилие, то опека – заботу и ограждение от трудностей, однако, как ни странно, результат во многом совпадает: дети вырастают несамостоятельными, безынициативными и безвольными.

Влияние опеки как тактики воспитания на формирование личности И.И.Обломова

Читая роман И.А. Гончарова и подробно анализируя описание детства маленького Илюши Обломова, можно с уверенностью сказать, что его родители, воспитывая сына, применяли тактику опеки, что, как мы знаем, очень плохо сказалось на дальнейшей судьбе героя.

Детство Обломова было счастливым и беззаботным, его очень любили, он всегда был окружен вниманием, лаской и забой. Но в то еж время ребенка лишали возможности проявить себя. Он не мог сделать ни шагу самостоятельно, любая попытка Илюши к самостоятельному действию пресекалась, потому что для этого был “Захар и еще триста Захаров”.

Мальчику не давали возможности узнать что-то новое, высказать свои желания и проявить способности. Родители оградили его от труда, приучили к праздности и развили в нем чувство превосходства над другими. Он даже не ездил на уроки в Верхлево, потому что «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь».

В результате он стал бездельником, не способный даже осмыслить свою жизнь, и потому скучал от всего, что ему приходилось делать. Он не понимал, зачем ему служить, и в итоге ничего лучше не нашел, как выйти в отставку. Также он не понимал, в чем смысл его учебы и впоследствии прекратил ее. Выезжая в общество, он не видел смысла в этом, и поэтому решил бросить все свои знакомство и стал целыми днями просто лежать у себя на диване.

Маленький Илюша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала няня, и кроме которых он ничего в жизни не видел и не знал. В итоге Обломов научился только мечтать, а действовать, к сожалению, так и не научился. В то время как реальная жизнь проходила мимо, он проводил целые дни в бесполезных мечтаниях.

В том, что, став взрослым, Обломов остался таким же вялым, несамостоятельным и безынициативным, как было в детстве, нужно винить, я считаю, только его родителей, которые не давали мальчику почувствовать себя самостоятельным, что и привело его к абсолютной неготовности к жизни за пределами отчего дома.

Заключение

Семья играет в воспитании и становлении личности ребенка основную роль. Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития его личности. Именно в семье происходит важнейший процесс социализации ребенка, что включает в себя познание им окружающей действительности, овладение навыками общения и приобщение его к человеческой культуре.

Говоря о семейных взаимоотношениях, нужно сказать, что в педагогике выделяют 4 типа тактик воспитания: диктат, «невмешательство», сотрудничество и опека.

В романе А.И. Гончарова можно увидеть, как пагубно повлияло на становление личности Обломова его воспитание, основанное на тактике опеки. Его огородили от труда и забот, не давали возможности проявлять себя и быть самостоятельным хоть в чем-нибудь, что и стало причиной того, что Обломов стал несамостоятельным, безынициативным и апатичным ко всему, что происходит вокруг.

Трудно поспорить с тем, что воспитание детей – очень тяжелый труд. Задача родителей не просто любить и уважать ребенка, но еще и предоставлять ему нужную свободу для реализации своих стремлений. Отсутствие такой свободы приведет к тому, что ребенок вырастет слабым и безвольным. Именно это произошло с главным героем романа Гончарова «Обломов»: Илья Ильич оказался не готов к взрослой жизни, далекой от мира детства.

Список использованной литературы.

  1. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996
  1. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаи моотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». - 1986. -№4. Карабанова О.А.,
  1. Варга А.Я. Типы родительского отношения. - Самара, 1997.
  1. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  1. И.А. Гончаров «Обломов» http://ilibrary.ru/ text/475/index.html

1 Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». - 1986. -№4. Карабанова О.А., стр. 9

2 Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996., стр. 72

3 Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996,стр. 79


Краткое описание

Родительское отношение - один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.1 С самого рождения ребенок развивается как социальное существо и во взаимоотношениях с родителями овладевает правилами поведения, навыками общения, а также приобщается к человеческой культуре. Семья – это первый микромир для ребенка. Именно в ней складываются первые представления о мире, справедливости и несправедливости, добре и зле, ответственности и долге. Постоянное и естественное воздействие семьи на ребенка формирует его черты характера, взгляды, убеждения и, конечно, мировоззрение. У семейного воспитания есть определенная специфика, отличающая его от общественного воспитания.

Тактики воспитания в семье......................................................................стр. 4-5

Влияние опеки как тактики воспитания на формирование личности И.И.Обломова..............................................................................................стр. 6-7

Заключение......................................................................................................стр.8

Список использованной литературы.....................................................................................................стр.9

Введение Детство Обломова Образование Обломова Заключение

Введение

В романе ” Обломов ” Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как “обломовщина”, изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние “обломовщины” на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.

Детство

Обломова

С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – “Сне Обломова”. Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги.
Гулять жители Обломовки также

не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что “зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”, он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию.
В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Заключение

В романе “Обломов” Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте “обломовских” традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.

Проблема воспитания Обломова в романе “Обломов” не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос “обломовского” воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. И. А. Гончаров У кого из героев романа И. А. Гончарова “Обломов” “хру­стальная, прозрачная душа”? а. Штольц б. Ольга Ильинская в. Обломов г. Захар Кто...
  2. Сочинение автора Гончаров И А – Обломов и штольц в романе и. а. гончарова ” Обломов” Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от...
  3. Какие вещи стали символом “обломовщины”? Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к...
  4. В романе И. А. Гончарова Штольц знакомит Обломова с Ольгой в ее доме. Когда он увидел ее в первый раз, он растерялся и чувствовал себя...
  5. Какое воспитание и образование получил будущий поэт? Кем были его учителя? Вначале это было традиционное домашнее дворянское воспи­тание и образование под руководством гувернеров и гувернанток....

Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова «Обломов»

ГБОУ гимназия № 406

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Выполнила - Абрамова Ирина Васильевна,


  • « …лет тридцати двух- трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности».
  • Штольц ровесник Обломову,
  • «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.
  • Он худощав; щек у него почти вовсе нет…
  • цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца;
  • глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».

  • «Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием»
  • «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть» .

Обломов и Штольц

Почему они такие разные?

В чем причины различия из характеров?

От чего зависит характер человека и его образ жизни?


Система воспитания

Родители Штольца

Родители Обломова

  • Родители его были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам.
  • Самое главное в их жизни была еда. Ей посвящали много времени.
  • После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили все дни: сон и еда.
  • Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши.
  • Они мечтали получить справку, доказывающую то, что"Илья прошёл все науки и искусства".
  • Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу. Боялись, как бы он не убился, не заболел. Итак, Обломов вырос забитым мальчиком, без образования, но добрым в душе.
  • Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец.
  • Мать - русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе.
  • Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал его наукам, учил немецкому языку. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями,"и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".
  • Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну.

В чем сходство и в чем различие в воспитании героев?

Сходство

  • Отношение матерей к детям.
  • Отношение детей к матерям: любовь, ласка, духовная общность, попытка уберечь от трудностей и испытаний, напутствие.
  • Отцовское воспитание
  • Барство Отца-Обломова.
  • Трудовое, жесткое воспитание отца-Штольца.

Составим сравнительную таблицу

Обломовская система воспитания

Система воспитания Штольца

  • Единодушие в воспитании.
  • Родители любили, баловали.
  • Подавляли активность и самостоятельность.
  • «Лелеяли поэтическую мечту.
  • Ребенок наблюдает «сонное царство»
  • «Труд – наказание»
  • Нет единодушия.
  • Мать баловала. А отец строго воспитывал.
  • Поощрял активность и самостоятельность.
  • Мать «лелеяла поэтическую мечту»
  • Ребенок наблюдает духовную жизнь матери и упорный труд отца.
  • Смысл жизни в труде

В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.

Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.

Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».

Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.

«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет - уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».

Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.

«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.

Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».

Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.

Обломов рос любознательным.

«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».

Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».

Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».

Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.

«Главною заботою семейства была кухня и обед».

Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.

«Илюша все наблюдал.

Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.

Образование

Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.

Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.

«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».

Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.

Главный герой одноимённого романа Гончарова "Обломов" является личностью апатичной и очень ленивой. Причины этому, как показывает автор, кроются в далёком детстве Ильи Ильича.

Илюша рос резвым и пытливым малышом. Его взгляд завораживала природная красота Обломовки, животные вызывали интерес к наблюдению, а друзья к общению. Мальчику постоянно хотелось быть в движении. Но гиперопека со стороны родителей, постоянный надзор и всевозможные запреты стали барьером на пути у нарастающей активности. Илья начинает поддаваться внушениям и культивировать в себе тягу к безделью, неприязнь к труду и обучению.

Жизнь в Обломовке текла размеренно и спокойно. Все запреты и остережения относительно шаловливого Илюши положили начало для формирования инертной личности. Няня ни на шаг не отходила от своего опекаемого объекта и при малейшем ослушании сразу же уводила Илью домой. Это привело к полному безволию героя. Повзрослев, он уже ни к чему не испытывал нужды стремиться. Тотальный контроль привел к надлому естественного становления личности и Обломов стал таким, каким хотели его видеть родители. В этом образе не осталось ничего от активной и целеустремленной натуры. С детства ему доказывали, что труд - это наказание. Впоследствии Обломов уже не желает ничего делать и лёжа в постели находится в ожидании всего от слуги.

В детстве у Обломова был схожий с ним по характеру близкий друг Андрей Штольц. На примере совершенно разного воспитания, можно заметить, как меняются, их, когда-то одинаковые взгляды. С взрослением Обломов превращается в апатичного и добродушного лежебоку Илью Ильича, а Штольц в активного и бесчувственного Андрея Ивановича.

В сказках, которые в детстве Обломов слушал от няни, мир представал как что-то ужасное. И только Обломовка оказывалась самым тихим местом. Повзрослев Обломов постоянно предаётся мечтам о прежней жизни в Обломовке, вспоминает, как о нём заботились и оберегали. Но возврата нет и герой проводит дни в полном унынии.

Детство главного героя романа "Обломов" является основой к дальнейшей всей его жизни. Чтобы лучше понять психологию взрослого героя достаточно внимательно прочитать историю его детства. Литературное имя Обломов уже стало нарицательным в культуре русского народа. Гончарову в совершенстве удалось показать яркий пример бесхарактерного человека, который до сих пор интересен читателям.

Сочинение Детство и Юность Обломова

Главный персонаж произведения «Обломов» рос в усадьбе Обломовка. Это было великолепное и тихое место. Усадьба была любимым местом Обломова, он любил здесь находиться как в детстве, так и в юности. Ему нравилось здесь очень сильно, так как здесь царила атмосфера любви и заботы.

Обломов считался весьма почитаемым ребенком. Семья никогда не пропускала прием трапезы. Для них это было очень важно. После того, как семейство поело, все окунались в сон. Даже нянечки, которые были обязаны заботиться и охранять маленького Илью. Они непроизвольно закрывали глаза. Именно в такие минуты маленький ребенок был отдан сам себе.

Любимым занятием маленького Ильи было убегать из дома, прогуляться по галерее, гулять по роще. Мать Ильи очень сильно оберегала ребенка. Она ему не разрешала даже погулять во дворе. Мальчик наблюдал за старшими людьми. Смотрел, что они делают. Он все это запоминал и учился на этом.

В совсем юному возрасте, когда мальчику было двенадцать лет, семья отдала его на подготовку Штольцу. Никто из семьи Обломова не понимал всю значимость знаний. Они ждали лишь диплома. Родители Ильи очень жалели его и всегда хотели, чтобы он жил с ними.

Обломов отличался от других тем, что был слишком мечтательным и впечатлительным. Главный герой очень много мечтал о своем будущем, о том, что будет дальше, о том, как сложиться его дальнейшая судьба. Молодой человек никак не хотел осознавать то, что это лишь иллюзии и нужно жить реальностью. Он думал, что все истории, которые ему рассказывали нянечки по детству – чистая правда.

Друзей у героя было немного. Единственным другом являлся сын его учителя. Андрей с самых ранних лет был целеустремлённым мальчиком, твёрдым по характеру. Именно его друг Андрей был полностью противоположен Обломову. Штольц очень хотел мотивировать Обломова. Молодой человек хотел, чтобы Илья продолжал обучение и не опускал руки. Однако дома Илье нравилось больше, и он не хотел ничего менять. Пусть и мнения о жизни, мировоззрение молодых людей и были абсолютно разные, они продолжали хорошо общаться.

Тайна нрава, повадок Ильи скрывается в его раннем возрасте. Обломов обладал огромным потенциалом, но, к сожалению, его не смогли вовремя раскрыть. Это и сказалось на характере Ильи. Он стал ленивым и боязливым.

Несколько интересных сочинений

  • Тема любви в рассказе Бунина Кавказ

    Иван Алексеевич Бунин по праву признан самим временем одним из мастеров русской прозы. Его рассказы небольших объемов, но продолжают пользоваться сумасшедшей популярностью среди читателей даже в настоящее время.

  • Сочинение по картине Будущие летчики Дейнеки 6 класс

    На переднем плане картины изображена набережная. Аккуратная, высокая, она выложена из отполированного руками и ветром светлого камня

  • Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс (описание)

    Игра света в этом произведении поражает своей уникальной красотой. Сказочное ночное море с зеленым оттенком и полуосвещенное небо с яркой луной радуют глаз

  • Анализ рассказа Чехова Анна на шее 9 класс

    Рассказ написан в 1895 году. Он относится к позднему этапу творчества А.П. Чехова, когда были созданы такие произведения, как «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Дом с мезонином» и другие.

  • Сочинение Незнакомка Блока (по стихотворению)

    В стихотворении Блока видно, что в каждой строке передаётся окружение героя, безысходность и суета. Незнакомка нужна здесь для того, чтобы выразить насколько всё плохо. Люди погрязли в своей городской суете

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «dosoln-gorod.ru» — Строительный портал - DosolnGorod