Кто написал послание иакова. Послание апостола иакова

По вознесении Христовом он, как предназначенный к тому Самим Господом, был поставлен первым епископом иерусалимской церкви, и в качестве такового, а также, как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл.15). Надо полагать, что вся его деятельность сосредотачивалась в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою окончил мученической около 64 г., будучи сброшенным иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, в результате войны с римлянами, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение Иакова праведного. Предание приписывает святому Иакову, брату Господню, составление древнего чина Божественной литургии, который до сих пор совершается в Иерусалиме в день его памяти 23 октября (5 ноября).

Назначение послания, время и место написания его

Как видно из слов первого стиха, послание святого Апостола Иакова было назначено и послано «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» , то есть евреям. По-видимому, речь автора обращена не только к евреям, принявшим , но и к евреям еще неуверовавшим, тем более, что те и другие долгое время не очень отделялись друг от друга и, как видно из книги Деяний, имели даже общие собрания. Апостол Иаков пользовался величайшим авторитетом и среди неуверовавших во Христа евреев, а потому мог обращаться и к ним с властным словом поучения. Выражение «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии » не исключает и евреев, живших в Палестине.

Время и место написания послания не указаны. Святой Апостол Иаков скончался около 64 года по Рождестве Христовом. По-видимому послание написано им незадолго до кончины, ибо состояние сообщества христиан-евреев описывается в нем весьма сходно с изображением его в послании святого Апостола Павла к Евреям. Большинство толкователей склоняются к мысли, что оно написано в 55–60 годах.

Местом написания был, вероятно, Иерусалим или вообще Палестина, так как нет никаких данных о том, чтобы святой Иаков когда-либо оставлял Палестину.

Повод к написанию послания

Поводом к написанию послания святого Иакова были, вероятно, те скорби, которые переносили христиане-евреи, жившие в рассеянии, как от своих неверующих в Христа собратьев, так, особенно, и от язычников. Испытания эти были столь велики, что многие, не находя в себе достаточно сил к их перенесению и не умея их соотнести с ожидавшимися от Мессии благами для еврейского народа, стали падать духом и колебаться в вере в Христа-Спасителя.

Среди внешних бедствий некоторые неправильно смотрели на источник этих бедствий, позволяя себе ропот на Самого Бога. Но, вместе с тем думая по прежнему видеть свое спасение в происхождении от Авраама, они неправильно смотрели на молитву, недооценивали значение добрых дел, из самомнения охотно становились учителями других. При этом богатые христиане-евреи превозносились над бедными, вследствие чего велико было пристрастие к мирским благам, а братская любовь среди христиан охладевала.

Все это и побудило святого Иакова дать им необходимое нравственное врачевание в виде послания.

Подлинность послания Иаковлева

Из свидетельств Оригена и Евсевия Кесарийского известно, что подлинность послания Иаковлева не всеми в древней Церкви признавалась непререкаемой, что дало повод и Лютеру в новое время сомневаться в его подлинности, так как оно содержало неприятное для Лютера утверждение, что «вера без дел мертва» (2:26) . Однако, никто из известнейших и знаменитых отцов и учителей Церкви не высказывал сомнений в его подлинности.

Поводом к сомнениям могло быть только то, что не все древнейшие писатели Церкви упоминают об этом послании, так как в нем мало материала для использования в их апологетико-полемических трудах, какие по преимуществу появлялись в первые времена Церкви. Кроме того, в надписании его ничего не говорится об его апостольском авторитете, так как святой Иаков, по смирению, умалчивает о своем апостольском достоинстве. Зато есть основания полагать, что такие древние христианские писатели, как Климент Римский , автор «Пастыря» Ерма , св. Ириней Лионский , Климент Александрийский и Тертуллиан знали это послание. Имеется оно и в древнейшем сирийском переводе 2-го века Пешито .

Co времени Евсевия Кесарийского всякие сомнения в подлинности этого послания прекращаются, послание признано всей и внесено в канон священных новозаветных книг.

Общий характер послания и его содержание

Общий характер послания чисто-нравоучительный, причем нравственные увещания Апостола отличаются особой силой, возвышенностью и аскетической строгостью. Изложение отрывочно, носит тон особенной важности и вместе с тем любвеобильности.

Содержит послание всего пять глав. Материал по главам расположен таким образом:

Глава первая. Надписание и приветствие (ст. 1). Учение об искушениях (2–4), о мудрости и молитве (5–8), о ничтожности богатства (9–11). Источник искушений – не Бог (12–18). Об обуздании гнева и языка и исполнении закона (19–26). Сущность подлинного благочестия (27).

Глава вторая. Увещание к нелицеприятному отношению к ближним (1–13). Учение о взаимоотношении между верой и добрыми делами (14–26).

Глава третья. Предостережение от самозваного учительства и от необузданности языка (1–14). Истинная и ложная мудрость (15–18).

Глава четвертая. Обличительная речь против вожделений (1–3), против дружбы с миром (4–10), против злословия (11–12) и самонадеянности (12–17).

Глава пятая. Обличение жестокосердных богачей (1–6). Наставление о долготерпении и злостраданиях (7–13), о таинстве елеосвящения (14–15), об исповедании грехов (16–18), об обращении заблуждающихся (19–20).

Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава первая

Учение об искушениях 1:2–4

В начале послания святой Иаков, умалчивая о своем апостольском достоинстве, называет себя «рабом Бога и Господа Иисуса Христа» . Обычное у древних приветствие «радоваться» в устах Апостола, конечно, имеет особенное высшее значение радости о Господе Иисусе, как Искупителе.

После приветствия святой Апостол сразу же начинает речь об искушениях, под которыми подразумевается несомненно испытание нашей веры в виде разного рода бедствий, постигающих христианина в земной жизни. Эти испытания закаляют нашу веру и возводят нас все выше и выше к нравственному совершенству через подвиг терпения.

О мудрости и молитве 1:5–8

Если в борьбе с искушениями человек чувствует свою слабость, он не должен унывать и малодушествовать. Он должен просить у Бога мудрости преодолеть искушения «и дастся ему» . Добродетель совершенного христианского терпения так высока, что без особой мудрости духовной, подаваемой от Господа Бога, она для слабых человеческих сил недостижима.

«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (6) – «да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (7–8) – главное условие для получения просимого в молитве – твердая, несомневающаяся вера. Это потому, что только посредством такой веры человек вступает в то нравственное единение с Богом, благодаря которому Божественная благодать может сообщиться душе человека.

Исполненный истинной христианской мудрости радостно переносит все испытания и превратности судьбы, богат ли он или беден.

О ничтожности богатства 1:9–11

«Да хвалится брат униженный высотою своею» (9) – «хвалится» сказано здесь в смысле: «да утешает себя» сознанием чести и милости, предоставляемой ему Богом в перенесении различных скорбей. Все праведники страдали и за это удостаивались великой награды на Небе. Не будь скорбей, не получили бы и венцов.

"Богатый" – (да «хвалится») «унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве » (10–11) – богатый может «хвалиться», или утешать себя, лишь сознанием ничтожности, тленности своего богатства.

Источники искушений – наша греховность 1:12–18

«Блажен человек, который переносит искушение» (12), потому что надлежащим образом переносимое искушение способствует духовному совершенствованию человека и дает ему «венец жизни». Господь посылает людям испытания не для вовлечения их во грех, а для укрепления их сил противостоять греху. И если человек падает в борьбе с искушением, то вина в этом самого человека, потому что «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (14). А Господь всегда лишь содействует добру и нравственному совершенствованию человека: «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (17).

Обуздание гнева и языка 1:19–26

Далее святой Апостол говорит об отношении христианина к слову истины (18–27). Поскольку мы все духовно рождены от Бога словом истины, надлежит нам всемерно заботиться о своем нравственном развитии, а для этого прежде всего быть «скорыми на слышание этого слова» и медленными на свои собственные слова, медленными на гнев, даже ради защиты истины, ибо «гнев человека не творит правды Божией» (20).

Сущность подлинного благочестия 1:27

Но нужно быть и исполнителями слова, а не только слушателями, чтобы не походить на человека, который рассеянно смотрит на себя в зеркало и не замечает, как он выглядит, как бы себя не видит. Только деятельное проведение в жизнь всех требований нравственного Закона Божьего делает человека истинно благочестивым: иначе, у него «пустое благочестие» (22–27).

Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава вторая

Увещание к нелицеприятному отношению к ближним 2:1–13

Апостол обличает лицеприятие в отношении к ближним, которое является обычным спутником «пустого благочестия» и доказывает, что одна рассудочная вера, без согласования с ней всей жизни человека, не имеет значения перед Богом. Подобно тому, как одни слова участия не согревают и не насыщают нагих и голодных братий наших, «так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (ст.17).

Взаимоотношение между верой и добрыми делами 2:14–26

Что же собственно спасает человека: вера или дела? И нет ли тут противоречия словам Апостола Павла о том, что человек спасается верою независимо от дел закона ()? Надо полагать, что эти слова о необходимости для спасения живой деятельной веры и написаны святым Иаковом именно потому, что многие христиане-евреи превратно поняли слова Апостола Павла. Апостол Павел настойчиво проповедовал евреям, что со времени пришествия Христа Спасителя, некоторые уложения обрядового Моисеева закона утратили свое значение, и для спасения нужна в первую очередь вера во Христа Спасителя , а не одни делА закона Моисеева. Многие из евреев поняли эту мысль в смысле безусловного отрицания вообще добрых дел для спасения и достаточности одной только веры в пришедшего Мессию. Святой Апостол Иаков и подчеркивает, что одной холодной рассудочной веры для спасения недостаточно, ибо «и бесы веруют, и трепещут» (2:19).

Смысл слов Апостола Иакова тот, что истинная спасающая вера неразрывна связана с добродетельным образом жизни: вера первенствует и предшествует, как причина, а дела последуют, как ее следствие. Таким образом, ни вера, ни дела, в отдельности друг от друга, не спасают человека, ибо друг без друга они неполноценны: это две нераздельные, хотя и различные стороны одного и того же предмета: живого и всецелого устремления к Богу.

«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (10). Почему так? – Потому что весь закон со всеми своими многочисленными и многообразными частными заповедями есть выражение одной воли Одного Законодателя Бога, и нарушение одной заповеди есть таким образом неповиновение Его всесвятой воле и, следовательно, преступление против закона вообще. Ведь так же и в обычной жизни. Допустим человек, никого не убил, но однажды украл что-то. За это нарушение закона он судится, как вор, хотя во всем остальном он был примерным гражданином.

Блаженный Феофилакт под «всем законом» понимает здесь христианскую любовь, к которой по словам Самого Господа сводится «весь закон и пророки» (): «кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать, ни красть, ни клеветать... Не о том говорится, чтобы добродетели вовсе не имели никаких недостатков, a o том, что любовь следует иметь не недостаточную, не лицеприятную, а всецелую. To же можем сказать и о других добродетелях. Кто несовершенно держится целомудрия или справедливости, а что-нибудь опускает, тот, хромая в исполнении, вредит всему телу добродетели. Итак, под всем законом должно разуметь закон о любви».

"Милость превозносится над судом» « (13) – суд по правде Божьей грозит осуждением всякому грешнику, а грешны перед правдой Божьей все – не только неверующие, но и мы, верующие христиане. Однако милосердие, благотворительная любовь несет в себе надежду, что она превозможет угрожающему осуждению за грехи и освободит согрешившего от заслуженного наказания. Апостол Петр высказывает подобную мысль, говоря: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» ().

Следовательно, вот какое большое значение имеют дела дела христианской любви , дела милосердия к ближним!

Святой Иаков указывает дальше, что и ветхозаветные праведники, как Авраам, возложивший своего сына на жертвенник () и блудница Раав, содействовавшая евреям при взятии Иерихона (Иисус гл.), спаслись не верой только, но и делами, которыми они проявили свою веру. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва " (2:26).

Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава третья

Против самозваного учительства и от необузданности языка 3:1–14

Пустое благочестие, не идущее дальше слов, часто проявляется в стремлении поучать других. Апостол Иаков и обличает эту страсть к учительству. Он показывает тут, какое громадное значение в жизни имеет слово человека и какая великая нравственная ответственность лежит на учителе. Вот почему надо с большой осторожностью и с недоверием к себе браться за служение учителя веры.

«Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (3:1). Значение языка, как органа речи, в жизни человеческой святой Иаков сравнивает с удилами, рулем и огнем. В руках человека маленькие удила заставляют подчиняться себе сильного и резвого коня, а небольшой руль дает направление громадному кораблю, несмотря на противодействие сильных ветров. «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды», он «оскверняет все тело и воспаляет круг жизни» (3:5–6).

Воспаляемый сам от геенны, то есть от диавола, отца лжи, язык не поддается обузданию собственными усилиями человека. Только при помощи благодати Божьей человек может укротить свой язык. Призывая к этому христиан, святой Апостол указывает на несообразность того, что мы одним и тем же языком благословляем Бога и проклинаем людей. Ввиду обоюдоострого значения человеческого слова, учить других имеет право только тот, кто укротил в себе греховную распущенность в слове и усиленной работой над собой приобрел истинную мудрость.

Истинная и ложная мудрость 3:15–18

Сущность христианской мудрости в том и заключается, что она есть не только голое знание, но и сама жизнь . Кто обладает подлинной христианской мудростью, тот чист в своих побуждениях и намерениях, кроток, скромен в желаниях, послушен старшим, то есть подчиняется авторитету, полон милосердия и добрых дел. В противоположность этой небесной мудрости есть мудрость «земная, душевная, бесовская », источник которой отец лжи – диавол. Характерные проявления этой мудрости – зависть и сварливость, в результате чего возникают ссоры и все худое.

Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава четвертая

Обличительная речь против вожделений 4:1–3

Апостол показывает горькие плоды бездуховной, плотской мудрости в общественной жизни. Мнящие себя умнее других тешат низменные вожделения людей, прививают любовь к земным благам и внушают горделивую мысль, что человек сам, собственными усилиями, без помощи Божьей может достигнуть и счастья и благополучия.

Против дружбы с миром 4:4–10

Горькая действительность безжалостно разрушает эту самонадеянную и легкомысленную теорию устройства земного благополучия: в результате насаждения этой земной мудрости и господства ее между людьми получается только вражда и распри. Чрезмерная привязанность к земным благам и горделивая самонадеянность есть измена Богу и служение миру, лежащему во зле – князем которого, по словам Спасителя, является диавол.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (4:6). Святой Апостол поэтому и учит сокрушению о грехах своих и смирению, ибо только это нравственно возвышает человека. Священное Писание часто говорит о пагубности гордыни .

Против злословия и самонадеянности 4:12–17

Экзегетический разбор послания святого Апостола Иакова. Глава пятая

Обличение жестокосердных богачей 5:1–6

Призывая христиан покориться Богу и противостоять внушениям диавола, Апостол обличает жестокосердных богачей, угрожая им карой Божией, которая превратит в ничто все, что они приобрели неправедным путем (5:1–6) .

Наставление о долготерпении и злостраданиях 5:7–13

Вместе с тем он увещевает страждущих от притеснений и, само собой разумеется, всех вообще христиан, терпеливо переносить страдания и все жизненные невзгоды. Пределом периода земных испытаний указывается «пришествие Господне» . Увещание к терпению подкрепляется указанием на земледельца: как он терпеливо ждет плодов от того, что он посеял, так и христианин должен терпеливо ожидать награду за свои труды веры, когда явится Христос во славе Своей и воздаст каждому по делам его. Такую награду ожидал ап. Павел, который писал: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; – и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ().

«Пришествие Христово приближается» – Апостолы часто говорят о близости второго пришествия Христова. Оно действительно близко по внутренней нравственной связи второго пришествия с первым, ибо с момента пришествия Христа на землю наступила последняя эпоха мира , как называли эту эпоху еще ветхозаветные пророки (напр., Исаия 2:1–4 ; 4:2). Второе пришествие Христово и потому близко, что мы не знаем ни дня ни часа его и должны быть всегда готовы его встретить. Фактически со наступает «конец мира» для человека, подводится итог его жизни, и он уже ничего не может изменить в своем прошлом.

Для усиления своего увещания к терпеливому перенесению страданий Апостол указывает на примеры ветхозаветной истории: на пророков, которые терпели преследования со стороны неверующих евреев и сильных мира сего, а также на великого ветхозаветного страдальца Иова, вознагражденного потом Богом за его терпение (см. книгу Иова). Без связи речи затем святой Апостол увещевает не злоупотреблять клятвой, т.е. божбой, почти в тех же словах, как Сам Господь в .

Таинство елеосвящения 5:14–15

Во всех обстоятельствах жизни, как скорбных, так и радостных, надо обращаться к Господу с молитвой – или прошения, или хвалы и благодарения. В болезнях Апостол советует пользоваться врачеванием от пресвитеров церковных , т.е. священников, через помазание от них болящего елеем с молитвой: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (5:14–15). Здесь содержится указание на апостольское происхождение таинства елеосвящения , совершавшегося собором пресвитеров, почему оно и называется у нас еще «соборованием ".

Несправедливо протестанты видят в этом обыкновенное врачевание елеем. Целый ряд черт в этих словах Апостола указывает, что это не простое врачевание, а именно таинство : повелевается призвать пресвитеров, или старейшин (как можно перевести буквально) церковных , а не светских, они должны сотворить молитву над болящим. Призывается не один, а несколько пресвитеров, что для простого помазания не было бы нужно, ибо просто помазать елеем может и один человек; странно было бы указывать елей, как врачебное средство от всех болезней, если бы речь шла о простом врачевании, а не о Таинстве, в котором елей служит только видимым веществом.

Не елей, а "молитва веры исцелит болящего» , и наконец, болящему отпускаются грехи. Все это не оставляет сомнений в том, что Апостол говорит здесь именно о таинстве .

Исповедание грехов 5:16–18

Еще для исцеления от духовных недугов Апостол советует: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная праведного» (). Здесь нет речи о исповедании согрешений друг другу для прощения грехов перед Богом, как учат сектанты. Власть прощать грехи Господь дал только Апостолам и их приемникам, а не обыкновенным верующим (Иоанн 20:22). Но речь здесь или о примирении и взаимном прощении обид, или скорее всего здесь имеется в виду "исповедь" перед духовником, то есть тоже таинство покаяния, которое обычно соединяется с таинством елеосвящения. Связь с предыдущими словами о таинстве елеосвящения через союз «убо » скорее всего указывает именно на такой смысл апостольских слов.

"Много может усиленная праведного» (5:16) – под «праведными» здесь разумеются те люди, которых более совершенна. Здесь, конечно, имеются в виду не только обладающие личной праведностью, но опять-таки пресвитеры, наделенные особым благодатным полномочием молиться за людей и совершать таинства. В пример того, как много может молитва праведного, святой Апостол приводит молитву святого пророка Илии, заключившего небо и затем вновь отверзшего ( гл.). Дабы не подумали, что этот пример не подходит для обыкновенных людей, Апостол говорит, что «Илия был человек, подобный нам» , то есть не был каким-то сверх человеком.

Об обращении заблуждающихся 5:19–20

В заключение святой Апостол говорит о величии миссионерского служения, имеющего целью обратить на путь правой веры уклонившихся от пути истины: «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов » (5:20). Говоривший ранее о необходимости добрых дел – дел милостыни материальной, святой Апостол говорит здесь о несравненно более важных добрых делах – делах милостыни духовной , имеющей особенно высокую цену в очах Божьих.

Послание Иакова

Вступление

Послание Иакова не всегда оценивалось церковью по достоинству. Так, Мартин Лютер назвал его «соломенным посланием» (ссылаясь на 1 Кор. 3:12), ибо оно не было созвучно Павлу и не отвечало главной заботе Лютера о спасении по благодати. Тем не менее Послание Иакова имеет чрезвычайно важное значение для современной церкви.

Прежде всего следует отметить, что оно было адресовано церкви, переживавшей тяжелые времена. Христиане тогда еще не знали мученичества, однако страдали от экономических преследований и угнетения, и церковь сдавала свои позиции. Есть два вида реакции церкви, испытывающей на себе давление мира. Ее члены либо сплачиваются и помогают друг другу, либо идут на компромисс с миром и разделяются на враждующие группировки. Иаков хотел бы видеть в церкви первое, но чаще всего имел место второй вариант, когда люди изо всех сил старались «пробиться» в этом мире. Подобные проблемы существуют и до сих пор, что делает послание Иакова весьма актуальным и для нынешней церкви.

Во–вторых, послание изобилует мыслями и высказываниями Иисуса. Никакое другое новозаветное послание не содержит столько ссылок на учение Иисуса, как это. Иаков не то чтобы непосредственно цитирует Иисуса, хотя есть и такие случаи (см.: 5:12), но просто использует Его мысли и высказывания. Читатели, помнившие большую часть учения Господа, могли без труда узнать их. Большинство использованных здесь изречений взяты из Нагорной проповеди Иисуса (Мф. 5-7) и проповеди, произнесенной Им на равнине (Лк. 6). Во всем Новом Завете мы не найдем другого столь же яркого примера приложения учения Господа к проблемам церкви. Поэтому и для современной церкви Послание Иакова является поучительным примером практического применения учения Иисуса.

Оно открывается представлением автора: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа». Это имя носили несколько церковных деятелей. Иаков, сын Заведеев, был казнен между 41 и 44 гг. н. э. (Деян. 12:2), а Иаков, сын Алфеев (Деян. 1:13), был настолько малоизвестен, что, если бы автором был он, идентифицировал бы себя более конкретно. Был в ранней церкви еще один Иаков, достаточно хорошо известный, чтобы быть узнанным даже по такой простой рекомендации. Это Иаков, сын Иосифа, брат Господа. Ему Господь явился лично Сам после воскресения (1 Кор. 15:7), и, по–видимому, именно тогда он уверовал. Он был вместе с апостолами в день Пятидесятницы (Деян. 1:14) и к 50 г. н. э стал ведущим служителем Иерусалимской церкви, оставаясь им (Деян. 15:13–21; тот факт, что он говорил последним, указывает на отношение к нему как к главе) вплоть до последнего визита Павла (Деян. 21:18). Книга Деяний рисует Иакова как лидера Иерусалимской церкви, озабоченного проблемой церковного единства, стремящегося к компромиссному пути разрешения противоречий между группами христиан (поддерживавших Павла или выступавших против него). Упоминание об Иакове в Гал. 2:12 не противоречит этому утверждению, поскольку там говорится не о том, что Иакову было что–то известно о деятельности Павла и его посланников, а лишь указывается причина столь серьезного отношения к ним. Согласно имеющимся данным, Иаков принял мученическую смерть после кончины Феста в 62 г. н. э., когда первосвященник Анна Младший, воспользовавшись отсутствием римского правителя, привел приговор в действие.

Схема композиции Послания Иакова

Многие богословы отрицают возможность написания этого послания Иаковом, сыном Иосифа, потому что, во–первых, по их мнению, оно адресовано зрелой церкви, какой Иерусалимская церковь середины I в. вряд ли могла быть, и, во–вторых, по причине необычайного совершенства греческого языка, на котором оно было написано. Далее, сопоставление отрывка Иак. 2:14-26 с Рим. 4 и Гал. 4 создает впечатление, что между Иаковом и Павлом существовали противоречия. По этому поводу мы ограничимся лишь краткими замечаниями, но прежде всего необходимо отметить, что к 50 г. н. э. церковь в Иерусалиме имела уже двадцатилетнюю историю, чего вполне достаточно, чтобы иметь свои собственные проблемы, рассматриваемые в Послании Иакова. Эти проблемы не сводились к физическому преследованию или мученичеству, что еще предстояло пережить церкви в конце I в. Однако она страдала от экономических гонений и угнетения бедняков, и эта картина вполне соответствует характеру исторического периода, переживаемого церковью перед войной 66–70 гг. Что касается Иакова и Павла, далее в Комментарии мы попробуем доказать, что, несмотря на расхождение в терминологии, противоречия между ними носят скорее призрачный, чем реальный характер. Возможно, Иаков выражает протест против какого–то факта искажения Павлова учения, а это свидетельствует, что его послание было написано прежде, чем получили широкое хождение послания к галатам (ок. 50 г.) и к римлянам (ок. 56 г.). В противном случае, Иаков, чтобы опровергнуть распространенные искажения, непременно процитировал бы самого Павла.

Большие сложности возникают в связи с оценкой качественного уровня языка Послания Иакова - греческого. Возможно, галилейский крестьянин Иаков и знал его, однако вряд ли он мог владеть таким чистым литературным языком. В этой связи возможны два объяснения. Во–первых, послание адресовано «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии». Иаков рассматривал церковь как единый организм, как «Израиль Божий» (ср.: Гал 6:16), рассеянный по всему миру; не только христианам Иерусалима адресовано оно, но всем за его пределами. Своей формой этот документ, скорее всего, напоминает литературное послание, а не обычное письмо, так как обычные письма направлялись конкретной церкви или человеку. Литературному же посланию придавался вид книги или трактата, и адресовалось оно значительно более широкой аудитории. Однако проблемы, поднятые в Послании Иакова, отражают трудности Иерусалимской церкви, а не тех церквей, до которых впоследствии доходили его копии.

Кроме того, строгая структурированность некоторых разделов послания напоминает проповеди, читавшиеся в иудейских синагогах (напр., 2:1–13; 2:14–26). В других местах мы находим краткие присловья, служащие средством соединения частей между собой. Создается впечатление, что проповеди и высказывания, автором которых является Иаков (а возможно, Иисус), были упорядочены издателем так, чтобы на свет появилось послание в его нынешнем виде. В отличие, к примеру, от Послания к Галатам, творение Иакова не похоже на произведение, написанное единовременно и под диктовку.

По всей видимости, это послание представляет собой собрание высказываний автора. Может быть, сам Иаков просил кого–то, хорошо владеющего греческим языком, создать нечто вроде пособия, которое можно было бы предлагать многочисленным грекоговорящим христианам, посещавшим тогда Иерусалим. А может быть, церковь после его смерти оформила его работы таким образом, чтобы сохранить для себя ключевые мысли своего великого учителя. Второй вариант представляется более вероятным. Скорее всего, это произошло вскоре после мученической смерти Иакова, поскольку простота и краткость, с которой автор идентифицирует себя, значительно отличается от напыщенных титулов, которыми его наградила более поздняя церковная история.

Послание состоит из пяти частей. Первая часть - это вступление, включающее в себя также две части и поднимающее три вопроса: во–первых, об испытаниях и причинах неспособности людей их выдерживать; во–вторых, о мудрости и обуздании языка; в–третьих, о богатстве и его использовании в деле благотворительности. Подобно 1 Ин. 1:1–4, Иаков сначала рассматривает все эти темы, а затем делает повторный анализ каждой из них.

Во второй части рассматривается тема богатства и благотворительности наряду с двумя проповедями. Первая проповедь посвящена анализу дискриминации по признаку богатства, а другая утверждает, что любая вера, не выражающаяся в добрых делах, особенно в помощи нуждающимся, не может быть верой спасающей.

Третья часть посвящена роли слова, что звучало особенно актуально в отношении таких учителей, которые, собирая вокруг себя группы людей, занимались критикой других. Иаков объясняет это демоническим влиянием, подчеркивая при этом, что Божья мудрость и Святой Дух творят в церкви мир и единство.

Четвертая часть возвращает нас к теме испытания. Богатством испытывается зажиточная часть церковной общины. Используют ли эти люди свое богатство так же, как это делает мир, или они стремятся использовать его, как желает этого Бог? Богатые, оказавшиеся вне церкви, обречены на вечное проклятие не только за угнетение бедняков, включая христиан, но и за собирание богатств земных и пребывание в роскоши, когда другие голодают.

Послание завершается разделом, в котором звучит призыв к терпению. После этого Иаков обращается к темам, которыми традиционно заканчивались греческие письма: обетам и пожеланиям здоровья (см. вступления к статьям, посвященным посланиям колоссянам и Филимону). Наконец, Иаков говорит своим читателям, что написать это послание его побудило желание вернуть на путь истины уклонившихся от нее братьев. Он поставил своей целью не критиковать людей, а избавить от грехов, возвращая на путь покаяния. Этот призыв к покаянию пронизывает все послание. Автора вдохновляло желание быть услышанным церковью, переживающей трудные времена, и призвать ее объединиться в противостоянии разрушающему действию празднословия и злоязычия внутри церкви и натиску мира извне.

См. также статью «Чтение посланий».

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

Послание апостола Иакова Писатель называет себя «Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа» (В евангельской истории известны три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Заведея, - один из 12 апостолов и брат св. Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат св. ап. и Евангелиста

автора Безобразов Кассиан

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

автора Черный Вадим

Из книги Иисус, не знавший Христа автора Черный Вадим

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Послание Иакова Вступление Послание Иакова не всегда оценивалось церковью по достоинству. Так, Мартин Лютер назвал его «соломенным посланием» (ссылаясь на 1 Кор. 3:12), ибо оно не было созвучно Павлу и не отвечало главной заботе Лютера о спасении по благодати. Тем не менее

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Послание Иакова. Деяния кончились, начались послания. Переписка была обширной: налаживались связи, устанавливалась иерархия, а главное - шла грызня. За власть.Скажи, кому ты пишешь, и я скажу, кто ты.«Двенадцати коленам, находящимся в рассеянии - радоваться».Понятно, это

Из книги Новый завет автора Автор неизвестен

Послание Иакова Вопрос о том, кто является автором этого послания, всё еще остается открытым. Вероятно, это один из трех, наиболее известных по Новому Завету христиан первого века, носивших имя Иаков. Когда ранние христианские церкви пришли к согласию о включении этого

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Новый Завет автора Религиоведение Автор неизвестен -

Послание апостола Иакова Глава 1 1 Иаков, Богу и Господу Иисусу Христу раб, обеманадесяте коленома, иже в разсеянии, радоватися. 2 Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна, 3 ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: 4 терпение же дело

Из книги Толкование на книги Нового Завета автора Феофилакт Блаженный

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ СВ. АП. ИАКОВА Содержание соборного послания св. ап. Иакова. Апостол Иаков написал послание свое к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии и уверовавшим в Господа нашего Иисуса Христа, а написал он его с целью учительною. В нем он поучает, что

Из книги Великий обман [Научный взгляд на авторство священных текстов] автора Эрман Барт Д.

Послание Иакова И в самом Новом Завете можно найти книгу, которая явно направлена против учений Павла, или, по крайней мере, против ошибочного истолкования его учений. Это послание, в котором говорится, что оно написано неким Иаковом. В Древней церкви было принято считать,

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

24. ПОСЛАНИЕ ИАКОВА Послание Иакова

Из книги Библия (на цсл. гражданским шрифтом) автора

Послание Иакова Глава 1 1 Иаков, Богу и Господу Иисусу Христу раб, обеманадесяте коленома, иже в разсеянии, радоватися.2 Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна,3 ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение:4 терпение же дело совершенно

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Послание Иакова, зачало 57Б Братья, в пример страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили во имя Господне. Вот мы называем блаженными тех, которые терпели: о терпении Иова вы слышали и намерение Господа увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд.

Из книги Что такое Библия? История создания, краткое содержание и толкование Священного Писания автора Милеант Александр

Послание апостола Иакова Писатель называет себя Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа (Иак. 1, 1). В евангельской истории известны три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Заведеев, один из 12 апостолов и брат Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат евангелиста Матфея, тоже

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.

Такими словами начинается одна из книг Нового Завета, соборное послание апостола Иакова.

Автором послания считается первый епископ Иерусалимский Иаков

Новый Завет

Первый вопрос считается решенным. В Новом Завете есть три человека с именем Иаков.

  1. Иаков Зеведеев, один из двенадцати Апостолов, брат Иоанна Богослова;
  2. Иаков Алфеев, тоже один из двенадцати Апостолов, возможный брат апостола и евангелиста Матфея;
  3. Иаков Младший или Иаков Праведный, брат Божий, один из семидесяти апостолов Христа, первый епископ Иерусалимский.

Первый был убит по приказанию Ирода Антипы достаточно рано – в 44 г. и оставить послание вряд ли успел.


Второй проповедовал среди язычников и вряд ли мог обращаться к евреям.


Иаков Праведный вел суровую подвижническую жизнь, обладал авторитетом и пользовался уважением у евреев, как христиан, так и иудеев, имел «полномочия» обращаться ко всем евреям, поэтому богословы и исследователи сходятся в том, что автором Послания был именно он.

Сведений о нем сохранилось не очень много. Он был братом Иисуса

Но родным, сводным или двоюродным – тут толкования разнятся.

Сначала вместе с другими братьями не верил в божественность Иисуса.

Но потом уверовал и ему явился Господь.

Иаков Младший принадлежал к числу 70 апостолов, которых Христос послал проповедовать по городам Палестины.

Апостолы возвели его на епископскую кафедру в Иерусалиме. Иаков считается первым Иерусалимским епископом.

Погиб Иаков мученической смертью: евреи сбросили его с крыла храма и закидали камнями.

Послание написано в конце 50-х годов в Иерусалиме

Убийство Апостола Иакова

Место и время создания Послания точно неизвестны. Исследователи, опираясь на источники, предположили, что Послание написано Иаковом незадолго до смерти. Апостол был убит в 62-64 г., значит, Послание было написано в период с 55 по 62 гг.

Местом написания считается Иерусалим. Сведений о том, что Иаков когда-либо покидал Палестину, не сохранилось.


Четкая авторская смысловая структура в Послании отсутствует. Цель Послания – вразумить христиан

Послание не имеет выраженного плана и структуры, что затрудняет его толкование. Автор спонтанно переходит от одной мысли к другой. Одной из наиболее распространенных в научной среде версией считается, что Иаков просто собрал в один текст несколько разных соображений по волнующим паству вопросам.

Объединенное библейское сообщество — международная христианская организация, объединяющая национальные библейские общества, делит текст Послания

«Объединенные библейские сообщества» делят текст Послания таким образом:

Вера и мудрость (1:2-8)

Иаков говорит здесь о проверке веры искушениями. Человек должен обладать мудростью, чтобы преодолеть их. Если человек чувствует, что мудрости ему не хватает, он должен попросить ее у Господа. Но получить просимое он сможет только если он тверд в вере:

6. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7. Да не думает такой человек получить что‐нибудь от Господа.

Богатство и власть (1:9-11)

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих

Испытания и искушения (1:12-18)

Господь посылает нам испытания и искушения для обретения сил к противостоянию греху. Если человек поддается искушению и впадает в грех, то это его вина:

13. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

14. но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

(Иак.1:13-15)

15. похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Слушание и исполнение Слова (1:19-27)

Господь дал нам Слово истины для спасения наших душ. Его надо принять и исполнить:

22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

(Иак. 1:22-23)

23. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале…

Здесь же Иаков говорит о благочестии:

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Предупреждение против пристрастности (лицеприятия) (2:1-13)

2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,

3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там» или «садись здесь, у ног моих»,

4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

5. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

6. А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7. Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

Человек не должен быть пристрастным:

8. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», - хорошо делаете.

9. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками.

10. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем‐нибудь, тот становится виновным во всем.

Вера и дела (2:14-26)

20. Ключевая часть Послания. Смысл тут в том, что вера неразрывна с добродетельным образом жизни делами христианского милосердия:

21. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

22. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

23. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?

24. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

25. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

(Иак.2:20-24, 26)

25. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

Мартин Лютер

Христианский богослов критикует Послание

Эту часть критиковал Мартин Лютер, указывая на тот факт, что отъявленные преступники делали якобы угодные Богу дела, вроде постройки церквей, тем самым получали очищение от грехов.

К этой мысли Иаков возвращается в 4-й главе:

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

О языке (3:1-12)

Язык человеческий – огромной силы инструмент:

4. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

5. так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

Но пользоваться им человеку не под силу без Божьей помощи:

а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда

О мудрости свыше (3:13-18)

14. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

(Иак.3:14-15, 17)

16. Но мудрость, сходящая свыше, во‐первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна

Дружба с миром (4:1-10)

Иаков говорит, что в мире много порока из-за страстей человеческих. Поэтому пристрастие к земным делам и благам делает человека противником Бога:

Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4:4).

Осуждение брата (4:11-12)

Единственный, кто может судить кого-либо – это Бог:

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

Предупреждение против тщеславия (4:13-17)

Жизнь быстра и непредсказуема, а дал ее Господь. Не нужно забывать об этом:

14. вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий

15. Вместо того чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», -

(Иак.4:14-16)

16. вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

Обличение богачей (5:1-6)

Несчастья обрушатся на богатеев, притесняющих простой народ.

1. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

2. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

3. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

4. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа

О долготерпении и молитве (5:7-20)

Послание завершается утешающими словами о терпеливом ожидании пришествия Господня и всепобеждающей силе молитвы.

Несмотря на сложности в исследовании, Послание святого апостола Иакова остается одной из признанных книг Нового Завета и его надо читать для укрепления в вере.


Христианская мудрость Добрые дела Чистое благочестие

Два апостола имели такое имя: Иаков, брат Иоанна и Иаков Алфеев (Матф. 10:2,3. см. стр. 466).

Брат Иисуса также назывался Иаковом (Матф. 13:55). Считается, что именно этот Иаков был старшим пресвитером еврейской церкви в Иерусалиме (Деян. 12:17; Гал. 1:19) и автором этого послания.

Он был известен, как необыкновенно добрый человек. Своими соотечественниками он был назван «Праведным». О нем говорили, что он проводил так много времени на коленях в молитве, что его колени стали твердыми и мозолистыми, как колени верблюда. Предполагают, что он был женат (1 Коринф. 9:5). Он был очень влиятельным в церкви и среди евреев. Петр, когда вышел из темницы, велел уведомить об этом Иакова (Деян. 12:17). Павел действовал по совету Иакова (Деян. 21:18-26). Иаков был строгим Иудеем, но написал снисходительное письмо для христиан-язычников (Деян. 15:13-29). Он одобрял труд Павла среди язычников, но сам трудился, в основном, среди евреев. Он посвятил свою жизнь приобретению евреев для Христа.

Повествование о его мученичестве

Согласно историку Иосифу Флавию и Хегесиппу, христианскому историку второго столетия, с описаниями которых согласен Евсевий, — перед нами разворачивается следующая картина:

Незадолго до разрушения Иерусалима римской армией в 70 году по Р.Х. (см. стр. 650), когда евреи, в своем большинстве, принимали христианство, первосвященник Анания с законниками и фарисеями, примерно в 62 или 66 году по Р.Х., созвали Синедрион и велели Иакову, «брату Иисуса, называемого Христом», объявить с возвышенности храма, что Иисус не был Мессией. Но вместо этого, Иаков выкрикнул, что Иисус был Сын Божий и Судия мира.

Тогда обезумевшие от ярости враги столкнули его вниз и побивали камнями до тех пор, пока кто-то сжалившись, не прекратил его страданий ударом дубинки, когда тот, стоя на коленях, молился: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».

Кому написано послание

Оно адресовано христианам из евреев (2:1), находящимся в рассеянии (1:1); оно подобно христианским притчам на различные темы открывало практические стороны христианской жизни.

Время написания

Написано оно было где-то в 60-х годах по Р.Х., при конце жизни Иакова, после 30 лет пастырского служения в еврейской церкви.

Глава 1:1-8.

Испытание. Терпение. Мудрость. Вера

Радуйтесь в испытаниях (1:2), преследованиях, бедствиях любого рода, в перенесении которых укрепляется наша вера и открывается в нас человек, созданный по Христу. Петр называет это драгоценным испытанием (1 Петра 1:7).

Испытание веры производит терпение (1:3,4). Терпение во время страданий — это спокойно и в радости ожидать того светлого дня, когда Бог утрет всякую слезу с очей.

Терпение ведет к совершенству (1:4). Мы лишь бедные грешники, спасенные Христом, но совершенство является нашей главной целью. Некогда мы станем совершенны, как Он (1 Иоан. 3:2).

Мудрость (5). Благоразумное суждение о практической стороне ежедневной жизни во всех сферах, чтобы жизнь наша была христианской.

Молитва (5)-средство достижения такой мудрости. Послание начинается и оканчивается (5:13-18) призывом к молитве.

Вера (6-8). Непоколебимая вера, стоящая уверенно и нерушимо во всех бурях жизни, является условием неотступной молитвы. Все возможно верующему (Марка 9:23).

Глава 1:9-18.

Богатство. Искушение. Рождение свыше

Богатство (9-11). Мы должны всегда помнить, что наше истинное богатство находится не здесь, а в вечности. Даже бедные могут радоваться ожидающей их славной участию (см. дальше 2:1-13).

Искушение (12-15). Здесь употреблено то же самое слово, что и во втором стихе. Смысл состоит в том, что испытание проходит в страданиях. В данном же случае говорится об обольщении грехом. Грех же, рожденный в похоти, порождает смерть.

Рождение свыше (1:16-18). Подобно тому, как похоть рождает грех, а грех-смерть, так и Бог словом Своим, во имя Христа, производит новое рождение свыше в тех, кто призван в вечности быть Его наследниками. Петр также говорит о слове Божьем как о семени для зачатия, которое производит рождение свыше в христианине (1 Петра 1:23).

Глава 1:19-27.

Язык. Слово. Чистое благочестие

Обуздывайте ваш язык (19-21). Контролируйте ваш характер. Будьте хорошими слушателями. Воздерживайтесь от неприличных разговоров.

Исполнители слова (21-25). В 18 стихе слово названо инструментом, посредством которого человек рождается свыше. В 21 стихе оно названо действующей силой для спасения душ. В 23 стихе оно представлено как зеркало, показывающее нас самих в правдивом свете.

Чистое благочестие (26,27). Это замечательное место послания. Снова о языке. Неконтролируемый язык у благочестивого человека показывает его пустое благочестие. Жизнь в любви и доброте, свободной от излишней привязанности к миру — это слава благочестия. (Сравните с возвышенной речью Иисуса в Евангелии от Матфея 25:31-46).

Глава 2:1-13.

Лицеприятие

В еврейской церкви, вероятно, были мирские люди, и ими вызваны эти слова. Это было явное отклонение от тех моральных принципов, на которых была основана церковь (Деян. 2:45; 4:34).

Христос учил, что слава Его церкви состоит в проявлении доброты ее к бедным. Но, очевидно, было то, что некоторые поместные церкви стали превращаться в клубы, где бедным давали понять, что их присутствие нежелательно. Но Бог любит бедных, и богатые должны любить их также.

Глава 2:14-26.

Вера и дела

Учение Павла об оправдании верой, а также Иакова — об оправдании делами не противоречат одно другому. Иаков и Павел были преданными друзьями и сотрудниками. Иаков полностью подтверждал правильность труда Павла (Деян. 15:13-29; 21:17-26).

Павел проповедовал веру как основание оправдания перед Богом, но настаивал на том, что в результате должен проявиться правильный образ жизни. Иаков писал тем, которые приняли учение об оправдании верой, но не жили соответственно этому учению, говоря им, что такая вера не является верой вообще.

Глава 3:1-12.

Грехи языка: не только грубые и сердитые слова, но также лживые, нелепые учения. Из общего тона этой главы мы догадываемся, что там было много высокомерных, сварливых, по-мирски думающих людей необузданного темперамента, желающими стать руководителями и учителями.

Сила языка. Язык является основным членом, который выражает нашу личность. Он обычно вызывает ту или иную реакцию в людях. Низкие, подлые слова, разрушили множество семейных очагов, разделили много церквей, ввергли бесчисленные миллионы в отчаяние, страдание и гибель. Несмотря на это, мы знаем многих религиозных людей, которые не прилагают никаких усилий для того, чтобы обуздывать свой язык.

Глава 3:13-18.

Мудрость

Это место послания, видимо, было адресовано к неким болтливым учителям, которые будучи слепо привержены к излюбленным доктринам, но не находясь в тесном общении с Христом и честолюбиво претендуя быть искусными спорщиками — производили только зависть и распри. Иаков называет такую мудрость «бесовской» и советует показать правдивую мудрость доброй жизнью.

Глава 4.

Мирское мышление

Источники войн — алчность (1,2), желание иметь то, что принадлежит другим. Это является причиной большинства войн.

Многие молитвы остаются неотвеченными по той причине, что в них люди хотят употребить полученное ими для мирских наслаждений (4:3).

Двоедушие (4-10). Это как бы продолжение мысли Иисуса о том, что человек не может служить Богу и маммоне (Матфея 6:24); оно также подобно предостережению Иоанна к верующим — не любить мира (1 Иоанна 2:15-17). Эти места Писания указывают нам на необходимость самоисследования, потому что живя в этом мире и нуждаясь в вещах для нашего ежедневного существования, мы должны быть очень осторожными, чтобы не переступить границу наших нужд. Нам постоянно нужно приближаться к Богу, очищать наши руки, исправлять сердца и смирять себя.

Вновь о языке (4:11,12). На этот раз, показан полный абсурд положения, когда один грешник делается судьей другого грешника.

Если будет угодно Господу (13-17). Одной из самых поразительных доктрин Писания, является то, что Бог, держа в Своих руках бесконечную вселенную, имеет также определенный план для Своих верных (Деян. 18:21; Рим. 1: 10;15:32;1 Кор. 4:19;1 Петра 3:17).

Глава 5.

Богатство. Терпение. Язык. Молитва

Богатые (1-6). Это уже четвертый и самый сильный взрыв негодования против богатых. Другие три находятся в 1:9-11; 2:1-13 и 4:1-10.

Возможно, что в еврейской церкви было много богатых людей, которые были совершенно неверующими, склонными к мирским наслаждениям. Редко можно встретить верующих среди богатых. Эта картина, нарисованная Иаковом, во многом верна еще и до сегодня, и особенно его предостережение богатым о грядущем возмездии.

Терпение в страданиях (7-11). Настанет день, когда Господь придет, — и все страдания прекратятся. Направьте ваши глаза и сердца к этому славному дню. Чем больше страдание здесь, тем большая слава будет там.

И вновь о языке (12). Наш грешный язык-причина многих бед. На этот раз-клятва. Это очень опасный грех, отвратительный для Бога.

И все же многие, называющие себя верующими, в своих обычных разговорах бесчестят имя Бога. Лучшее употребление языка — это петь псалмы (13).

Вновь молитва (13-18). Молитва веры непременно будет отвечена. Закрытие и открытие неба Илией было редкостным, но могущественным явлением (3 Царств 18); Иаков этим поощряет нас к молитве.

Помазание елеем (14) было в то время общепризнанным медицинским лечением (Не. 1:6; Луки 10:34). Оно должно быть скреплено молитвой, но не употребляться для магических целей.

Послание апостола Иакова

Писатель называет себя «Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа» (В евангельской истории известны три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Заведея, - один из 12 апостолов и брат св. Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат св. ап. и Евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати, и 3) Иаков, называемый «брат Божий», бывший одним из 70-ти учеников Христовых и имевший братьями Иосию, Иуду и Симона (Мт. 13:55), ставший потом первым епископом Иерусалимским и получивший у иудеев прозвание «праведного». В отличие от двух других, принадлежавших к лику 12, он назывался еще «меньшим».

Св. Иаков Заведеев очень рано окончил свою жизнь мученической смертью (Около 44 г. в Иерусалиме, согласно Деян. 12:2). Св. Иаков Алфеев проповедовал среди язычников. Между тем Соборное послание Иакова обращено к иудеям, находящимся в рассеянии, (1:1) и церковное предание приписывает его третьему Иакову - брату Господню, первому епископу Иерусалимскому. За свою праведность он пользовался авторитетом у всех иудеев (даже не уверовавших) и в качестве епископа Иерусалимского мог считать под своим иерархическим ведением всех христиан из иудеев, где бы они не находились.

О Иакове, брате Господнем, известно, что он вел строго подвижническую жизнь, был девственником, не пил вина и других спиртных напитков, не ел мяса, носил только льняную одежду, строго соблюдал Моисеев закон и часто уединялся для молитвы в иерусалимский храм. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой девы, от первой жены. По преданию, он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. Вначале он, как и его братья, не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь по воскресении Своем удостоил его особенного явления Своего (1 Кор. 15:7). Пользуясь большим уважением среди апостолов, он председательствовал на первом Апостольском Соборе в Иерусалиме (Деян. гл. 15). Надо полагать, что вся его деятельность сосредоточивалась в Палестине. Жизнь свою он окончил мученически, будучи сброшен около 64 г. иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма. Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима в результате войны с римлянами, говорит, что Господь наказал евреев также за убиение Иакова праведного. Предание приписывает св. Иакову составление древнего чина Божественной литургии, который совершается до сего времени в Иерусалиме и в других храмах в день его памяти 23 октября.

Послание св. ап. Иакова было предназначено евреям: «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии », что не исключало и евреев, живших в Палестине. Время и место послания не указаны. По-видимому, послание написано им незадолго до кончины, вероятно, в 55-60 годах. Местом написания был, вероятно, Иерусалим, где апостол пребывал постоянно.

Поводом к написанию были те скорби, которые переносили иудеи рассеяния от язычников и, в особенности, от своих неверующих братьев. Испытания были столь велики, что многие стали падать духом и колебаться в вере. Некоторые роптали на внешние бедствия и на Самого Бога, но по прежнему видели свое спасение в происхождении от Авраама. Они неправильно смотрели на молитву, недооценивали значение добрых дел, но охотно делались учителями других. При этом богатые превозносились над бедными, и братская любовь охладевала. Все это побудило св. Иакова дать им необходимое нравственное врачевание в виде послания.

Во 2-ой главе послания св. ап. Иакова есть ценнейшее наставление о сущности веры, которая должна состоять не в отвлеченном признании христианских истин, а и в живом ее проявлении в делах милосердия. В 5-й гл. (14-16 ст). говорится о назначении и силе таинства елеосвящения.

Из книги ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ автора Завет Новый

Из книги Священное писание Нового Завета автора Милеант Александр

Послание апостола Иакова Писатель называет себя «Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа» (В евангельской истории известны три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Заведея, - один из 12 апостолов и брат св. Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат св. ап. и Евангелиста

Из книги Библия автора Библия

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Глава VI Павел в узах. Путешествие святого апостола в Рим и первое его пребывание в нем. Кончина святого апостола Иакова На следующий день по прибытии своем в Иерусалим Павел пошел к Иакову, епископу Иерусалимскому; туда прибыли и пресвитеры. Святой апостол рассказал

Из книги Новый Завет автора Религиоведение Автор неизвестен -

Послание апостола Иакова Глава 1 1 Иаков, Богу и Господу Иисусу Христу раб, обеманадесяте коленома, иже в разсеянии, радоватися. 2 Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна, 3 ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: 4 терпение же дело

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Соборное послание святого апостола Иакова Глава 1 1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,3 зная, что испытание вашей веры

Из книги Сатана. Биография. автора Келли Генри Ансгар

5.5 Соборные Послания: Первое послание Петра и Послание Иакова: Дьявол как лев, Дьявол как трус Первое послание Петра считается написанным апостолом Петром в «Вавилоне» (эвфемизм, обозначающий Рим). Автор Послания, которого мы можем называть Псевдо-Пётр 1 (чтобы отличить от

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Соборное послание святого апостола Иакова Глава 1 1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,3 зная, что испытание вашей веры

Из книги Новый Завет (илл. Доре) автора Завет Новый

Соборное послание святого апостола Иакова Глава 1 1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,3 зная, что испытание вашей веры

Из книги Библия. Синодальный перевод автора

[Иак.] Соборное послание святого апостола Иакова Глава 11 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,3 зная, что испытание вашей веры

Из книги Дневник. Том I. 1856-1858. Книга 1. Мысли при чтении Священного Писания автора Кронштадтский Иоанн

Соборное послание святого апостола Иакова Гл. 1, ст. 6 и 7. Кто в молитвах своих не имеет живой веры и колеблется сомнениями, тот, кроме неприятного сравнения с волнами моря, поднимаемыми и разбиваемыми о скалы ветром, есть человек двоедушный, непостоянный, ветреный во всех

Из книги Истины Нового Завета автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава 1. Послание Апостола Иакова Первым в составе Нового Завета находится Соборное послание Апостола Иакова, о котором мы сейчас и поговорим. Автор послания сам называет себя: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, –

Из книги Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета автора Библия

Соборное послание святого апостола Иакова Глава 1 1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться.2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,3 зная, что испытание вашей веры

Из книги Что такое Библия? История создания, краткое содержание и толкование Священного Писания автора Милеант Александр

Послание апостола Иакова Писатель называет себя Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа (Иак. 1, 1). В евангельской истории известны три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Заведеев, один из 12 апостолов и брат Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат евангелиста Матфея, тоже

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «dosoln-gorod.ru» — Строительный портал - DosolnGorod